Мы привыкли мерить историю и людей нашими современными устоями, при этом абсолютно не принимая во внимание реалии конкретного времени. А что мы знаем об истории охоты в России? Да ничего! Мы привыкли к делению на борзятников, гончатников, лаечников, легашатников и спаниелистов. Для нас, с нашими современными реалиями, – это норма. А так ли это было в 19 веке? Сколько у нас издано книг об истории охоты? Откуда мы берем информацию? Есть ли у нас книги того времени?
Мы смотрим на книгу Н. И. Яблонского и А. П. Карцова по натаске и считаем, что они легашатники, А так ли это? Мы знаем кто такой Яблонский? Или Карцов? Это люди из богатых семей. В домах содержали псарни. Ну не было тогда псарен либо только с гончими, либо только с борзыми или легавыми. Может они и содержались в отдельных помещениях, но в богатых семьях держали все группы пород собак. Есть рассказы Н.И. Яблонского об охоте с гончими, борзыми, где он предстает как грамотный гончатник и борзятник. Например это.
Охотой занимались круглый год, а мы все знаем, что каждому сезону своя охота, соответственно держали собак под определенный тип охоты в каждый сезон. Они все были прекрасно осведомлены о любом типе охоты, конечно у них была своя любимая охота, были любимые породы, в которых они преуспели больше, чем в других. Мы привыкли, что Н. П. Кишенский – гончатник, а как же, например его статьи и рассказы по легавым? Например это. Мачеварианов – борзятник, а что он с легавыми не охотился (Пример)? А уж о том, что Мачеварианов и Кишенский прекрасно знали и гончих и борзых, а так же их происхождение вытекает из способов охот того времени.
Мы сейчас живем в других условиях, как правило, в городских квартирах. Мы можем себе позволить содержать одну собаку, кто-то две. Почему никто не хочет даже допустить мысли, что люди жили по-другому?
Наша страна прошла тяжелый за последнее столетие: революция 1917 года, Гражданская война, репрессии, ВОВ, некоторый районы были под окупацией. Многие исторические документы утеряны, некоторые намерено уничтожены, многие свидетели тех событий были репрессированы или погибли в войнах. Книги, которые пролили бы свет на события того времени, не издавались и сохранились в нескольких российских библиотеках.
Увы, события конца 19 века и начала 20-го являются загадкой не только для кинологов, но и для профессиональных историков, все документы и свидетельства собираются по крупицам энтузиастами. Примером тому может служить биография Николая Павловича Кишенского, о котором мы, как выясняется не знаем ничего, кроме критики, взятой из отдельных статей. Мы создали себе образ не на основе реальных документов, а на выводах, как правило, недоброжелателей или людей, просто пытающихся на ком-то возвысится. Читая «Опыт генеалогии собак», Николай Павлович предстает скорее страстным борзятником, чем гончатником. Личные пристрастия в легавых собаках так же определяются его опубликованными рассказами.
Так же отрывочно мы знаем биографии «наших легашатников» – К. В. Мошнина, Р. Ф. Гернгросса и др. При этом мы абсолютно не знаем, что, к примеру, у К. В. Мошнина были большие публикации по гончим, по борзым…, он имел огромнейшее имение в Тверской губернии и содержал стаи гончих и борзых. А сколько забытых имен и абсолютно неизвестных нам книг?
Нужно помнить, что легавые собаки появились позднее чем борзые и гончие, а увеличение численности и развитие пород напрямую связано с развитием сельского хозяйства и стрелкового оружия, не даром эти собаки имеют название подружейных! Их история не может быть такой древней как у борзых!
Так чему я это? В настоящий момент выходит книга Н. П. Кишенского «Опыт генеалогии собак». Да этот умнейший человек был выбран в Обществе Любителей Породистых Собак судьей по гончим и на протяжении не одного десятка лет судил этих собак. Судил честно, основываясь на стандартах, которые утверждались обществом. Он был страстным охотником, в его семье на протяжении нескольких поколений содержались гончие, борзые и легавые. Он прекрасно знал эти породы, изучал охоту Древней Руси, изучал породы собак, которые применялись в Древней Руси. Ну как кому странно не покажется, но это совсем не гончие, не борзые, а наши лайки! Он собрал и изложил традиции русской охоты. С появлением и развитием стрелкового оружия стали появляться другие виды охоты.
Вот как бы кому странно не показалось, а с легавыми до 19 века охотились исключительно крепостные крестьяне и это была собака для бедноты, охотится в ружьем для дворян считалось позорным. И поскольку о бедноте никто не писал, то в России сложно определить происхождение слова «легавая», да и историю происхождения этих собак тоже! Даже если посмотреть на дальнейшую историю легавых пород, то можно заметить, что закупали в Европе легавых исключительно купцы, вышедшие из крепостных! Почему не существует отечественной легавой? Да потому что они были некрасивы, но обладали очень высокими рабочими качествами и отменным здоровьем. Они просто растворились в других породах легавых собак.
Какова была охота на Руси, как создавались отечественные породы, откуда взялись современные легавые собаки, куда пропал меделян и другое можно прочитать в книге «Опыт генеалогии собак». Книга должна выйти из печати примерно через неделю. Она издается отдельным тиражом первый раз, до этого был исключительно журнальный вариант, разбросанный по номерам журнала “Природа и Охота” с 1882 по 1894г и явилась основой для фундаментального труда Л. П. Сабанеева “Собаки”. Написана живым языком с шутками, прибаутками, поговорками.
Это вариант с построчными переводами с немецкого, английского и французского языков, адаптированный к пореформенной современной орфографии. Издается в жестком переплёте 452 страницы, печать цифровая с иллюстрациями художников того времени, а так же рисунками самого Н. П. Кишенского и современников.
Картина Василия Перова
По всем вопросам приобретения обращайтесь в группу ВК.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”