МЕНЗБИР, ПТИЦЫ РОССИИ, Т. I
ВЕСЕННЯЯ ОХОТА НА ВАЛЬДШНЕПА.
Поэтому скорее можно допустить, что на все вышеприведенные помехи будет жаловаться промышленник, который действует без увлечения, не ради удовольствия, а ради насущной потребности, чем охотник, видящий впереди не одно убийство, а чувствующий потребность «очутиться лицом к лицу с освежающею душевно природою». К тому же, чтобы не скучать, на тягу можно ходить и не одному: по справедливому замечанию С. Т. Аксакова, это единственная охота, где чем больше стрелков, тем лучше. Не убитый одним – вальдшнеп налетит на другого, на третьего и все-таки будет убить, выстрелы будут слышаться постоянно, хотя в результате наверно окажется убитых немного. Взять в вечер 5-6 штук, сколько я знаю, считается большою удачей, и не могу не подивиться г. Г—ву, который утверждает, что он брать по 6 и даже 10 пар в вечер (П. Г-в. «Год охотника». Ж. О. и К. 1870 г., стр. 60.). Говорить, сколько в вечер бывает сделано выстрелов – напрасно, и хороший охотник на тяге дает 3-4 промаха на один верный…
Но сколько бы промахов ни было, а тянущих вальдшнепов бьют – и не одних самцов, а и самок, и потому настоящий охотник может допустить стрельбу на тяге только в первый её период, когда тянут и местные, и пролетные исключительно самцы, что продолжается с первой тяги 7, много 10 дней. Только в это время охота и может считаться безвредною; далее она делается настолько же истребительною, как истребительна, наприм., охота на тетеревей с лодки. «Выводки вальдшнепов в Петровки, – говорит К. Петров, – столько же терпят от мужичков-охотников, сколько и выводки местной дичи; стрельба на тягах истребительна на вальдшнепов в большей мере, нежели на токах для тетеревей, ибо на тяге, даже при желании, нет возможности отличить самки от самца. Первая очень часто попадает под заряд с яйцом, а может быть еще чаще и тогда, когда слетает с гнезда для нагула последнего, четвертого яйца, чтобы закончить им несение и вполне предаться насиживанию. В особенности истребительна стрельба на тягах в лесах больших, выводных: там тяга продолжается до Петрова дня, и в таком случае, смерть самки наверно сопряжена с гибелью целого выводка.» Но эти слова прошли незамеченными и стрельба на тяге процветает до сих пор, хотя наши охотники из знающих дело уже не раз обращали на это внимание, подкрепляя свои слова ссылками на иностранные, преимущественно шведские, авторитеты.
Охоту на тяге считают вредною и по другим причинам: барон Нольде, наприм., говорит, что, стреляя тянущих вальдшнепов, отпугиваешь их от места, но это выражение относится решительно ко всем охотам, и потому остается одна главная, если не единственная причина недопущения охоты на тяге – стрельба самок и связанная с нею гибель потомства.
Лето.
Вывод молодых. Летний образ жизни вальдшнепиных выводков.
Итак, с окончанием времени яра в жизни вальдшнепа происходить перелом, для птицы настает коренное изменение в её образ жизни, на долю обоих полов выпадают трудные периоды: для самок – вывод детей, для самцов – линька. Таким образом, уже из сказанного в предыдущей главе видно, что летним периодом это время называть не совсем правильно, так как линька самцов удалена от кладки яиц на месяц и даже на полтора. Следовательно, удобнее было бы отнести описание устройства гнезда и всего времени до вылупления молодых в главу о весеннем образе жизни, но, чтобы не разбиваться, мы сделаем это теперь.
В половине мая вальдшнепиные самки в средних губерниях садятся на гнезда и перестают посещать тягу. Иногда случается находить яйца вальдшнепов раньше этого срока, но это – явления исключительные и весьма редкие. Впрочем, само собою разумеется, что общее состояние погоды весною, во время кладки, а также и возраст птицы, не говоря уже о большей или меньшей высоте местности над уровнем моря, имеют громадное влияние на наступление этого срока (В гористой местности кладка замедляется на 6 дней и даже до 3 недель сравнительно с низменностями.). К тому же продолжительность тяги делает возможным оплодотворение самок далеко после нормального срока, и все это вместе взятое ведет к тому, что вальдшнепята выводятся очень недружно. Таким образом, молодых разных возрастов находили в продолжение всего лета и даже в начале осени, что и послужило поводом к предположению, что вальдшнеп выводить детей два раза в лето. Но, как увидим далее, это лишено всякого основания, и все те факты, по которым делались подобные выводы, никак не требуют для себя такого объяснения. Продолжительность периода вывода вальдшнепят зависит от потери птицею первых яиц, возможности нагулять вторые и ни от чего больше.
Однако заметим, что значительное число вальдшнепят выводятся все-таки в начале июня, приблизительно в одно время, и уже дальше начинается разновременный вывод тех, которым помешали различные неблагоприятные условия. Последнее же очень возможно, так как вальдшнеп гнездится в лесу не глухом, а старом, тенистом, недалеко от полян, куда летает кормиться, и на что вначале его вынуждала необходимость быть вблизи места тяги. Следовательно, гнездо этой птицы легко может подвергнуться многим случайностям – и множество гнезд, а тем более яиц, гибнет как от руки человека, так и от лесных животных.
Несколько южнее, наприм., в губ. Тульской, вальдшнеп принужден гнездиться в чернолесье, почти исключительно в березовых лесах, и можно сказать, что большая часть поздних выводков, т.-е. таких, у которых яйца кладутся в июне или последних числах мая, гибнуть из-за грибов. Особенно, если начнутся дожди и пойдут белые грибы, за ними с такою охотой ходят по лесу, что не оставят в покое ни одной полянки, исколесят лес вдоль и поперек, и мальчишки при этом всегда вспугнут нескольких вальдшнепиных самок с гнезд, а последние уже, конечно, не жди пощады… Кроме того, близость лесов к жилищу дозволяет таскаться по ним собакам, наложат свою руку сороки и в конце – концов вальдшнепов гибнет пропасть. Последние два врага преимущественно вредят яйцам ранней кладки. Кроме того, нередки примеры гибели вместе с яйцами самки, которая сидит так крепко, что позволяет себя схватить руками. Чаще всего попадается она таким образом в зубы к лисе, но это случается в большинстве случаев уже в то время, когда все яйца положены и самка редко сходит с гнезда, что, разумеется, еще хуже. Что касается хищных птиц, то вред, приносимый ими в это время, весьма незначителен, так как они не усмотрят вальдшнепиного гнезда, да и потом, когда выйдут молодые, пернатые хищники ничего не в состоянии с ними поделать, с причиною чего мы познакомимся ниже. Только подвигаясь к северу, там, где чернолесье сменяется смешанными борами, и еще далее – в чистых борах, где лиственные деревья растут только по берегам рек, самки вальдшнепов находятся в большей безопасности, по крайней мере, со стороны человека. следовательно, там и вывод вальдшнепят идет дружнее, но зато время вывода наступает гораздо позднее, что стоит в тесной зависимости от климатических условий.
Последующая часть. Предыдущая часть