Примерное время чтения статьи 8 минуты

Таким образом, продолжительность тяги обнимает собою период от конца марта и до начала июля; но самая горячая, страстная пора тяги в местностях, где она продолжается наиболее долго, т.-е. в наших средних губ., бывает в течение второй половины апреля всего мая и иногда начала июня. В это время вальдшнепы тянут почти не переставая в течение всей ночи (Впрочем, с охотничьей точки зрения тяга вплоть до утра не имеет большого значения, потому что в это время, т. е. перед рассветом, так темно, что стрелять невозможно. Но в Германии, по Гофману, утренею тягою пользуются, чтобы определить количество тянущих вальдшнепов и тем самым узнать, стоит ли на них охотиться на следующий день с собакою или приберечь для охоты с загонщиками.), но ежедневное начало тяги как в это время, так и раньше, подвержено различным изменениям. Раннею весною, когда лес еще не оделся зеленью, и деревья только надули почки, тяга начинается уже поздним вечером, после захода солнца, когда стемнеет; но с течением времени, по мере того как распускаются деревья, вальдшнепы начинают тянуть раньше и раньше, обыкновенно сейчас же после заката солнца и редко запаздывая на несколько минут. Во второй половине мая тяга начинается иногда в то время, когда солнце еще не село. Чем объяснить подобное явление, до сих пор не решено окончательно, но во всяком случае ходячее объяснение, что вальдшнеп начинает тянуть раньше позднею весной оттого, что лес в это время оделся и густ, представляется мало вероятным. Скорее всего можно думать, что это обусловливается сильно разыгравшимся половым стремлением птицы. В хвойном лесу, по замечанию г. В-ского, тяга обыкновенно начинается раньше, чем в лиственном, но вряд ли это происходит оттого, как думает упомянутый автор, что в хвойном лесу сумерки ложатся раньше. Подобное объяснение имело бы место в том случае, если бы вальдшнеп тянул не над лесом, а в полдерева, как это иногда бывает позднею весною; но раз он тянет обыкновенно, – трудно допустить подобное объяснение.

Как известно, самою характерной, самой выдающеюся особенностью тянущего вальдшнепа служат издаваемые им в это время крики. Обыкновенно молчаливая, птица тянет, не переставая издавать два различных звука, которые или следуют один за другим совершенно правильно, т.-е. сначала повторяется известное число раз один, затем другой, или же правильность нарушается и один, а то и оба звука слышатся не в очередь. Из этого легко видеть, что песнею подобные крики никак не могут быть названы. Это не более, как призывный крик самцов к самкам, на который последние в известное время и являются на тягу. – Один из этих звуков, называется у охотников корканем, другой циканем, но как то, так и другое название не дают точного понятия о самих звуках.

Обыкновенно корканье передают так: «корр, корр» или «крр, крр»; некоторые, как Левшин, а за ним С. Романов, думают, что они ближе к истине, пере:савая корканье словами: ,куарр, куарр”, но, как кажется, это самое неудачное подражание из всех существующих. Дело в том, что корканье не представляет собою особенных, резко разграниченных звуков: это, напротив, звук однообразный, глухой, и уже отсюда ясно, что передать его точно так же невозможно, как невозможно передать, наприм., бормотанье тетерева. Но, конечно, говоря относительно, этот звук может быть передан более или менее точно, и что касается моего личного мнения, которое разделяют и многие охотники, самое точное, самое меткое название, а отсюда и звукоподражание так назыв. корканью должно видеть в мало распространенном другом названии этой части песни: в начале этой статьи нами указано, что местами вальдшнепа зовут «кряхтуном», местами «храпуном», – названия, которые он заслужил именно за издаваемые им крики. И действительно, корканье скорее всего походить на кряхтенье или оханье, резкого звука «р», играющего такую видную роль во всех звукоподражаниях крику вальдшнепа, нет и следа. И потому вернее всего можно передать этот крик словом «квог»…

Что касается остальной половины песни, то в противоположность только что разобранной, она состоит из резкого, как бы стального, крика, который наши охотники передают обыкновенно словом «цсу». Но надо произнести этот слог слишком резко, чтобы вышло хоть что-нибудь похожее на истину. То же нужно сказать и о звукоподражании циканью, данном западно-европейскими натуралистами, – «псиеп». Повторяем — слог слишком резок, чтобы поддаться изображению буквами наших азбук.

Другое обстоятельство, относительно которого также существует полное разногласие в среди охотников, заключается в том, можно ли отличить самца вальдшнепа от самки по крику, и если можно, то какое же в этом существует различие. Господствовавшее прежде мнение состояло в том, что самец только коркает, самка только цикает, но против такого определения уже давно начали появляться возражения, и теперь окончательно решено, что самец и коркает, и цикает, самка же действительно только цикает. 3аметим, однако, что нам не раз приходилось видеть тянущего вальдшнепа, который только коркал, и все убитые особи, не издававшие циканья, оказались самцами. Первые звуки, издаваемые тянущим вальдшнепом, –  резкое циканье.

В теплый, несколько пасмурный вечер, одним словом, такой вечер, который мы определили как лучший для тяги, и если притом вальдшнеп летит спокойно и не бывает ничем испуган, крики его обыкновенно следуют в таком порядке: «квог-квог- квоог-цси, квог-квог-квоог-цси» и т. д.; но если погода  хоть немного ветреная или вообще из таких, которые не совсем благоприятны для тяги, чаще можно слышать, что корканье повторяется только два раза и затем следует циканье. В корканьи последний слог при нормальной тяге как бы несколько продолжен и разбивается на две половины, что я и думал передать слогами «квоог». – Что касается силы, с которой издаются корканье и циканье, то она весьма незначительна, и если принять, что корканье слышно шагов за 150 или немногим более, ошибки большой не будет; циканье же, как звук более высокий и резкий, слышится несколько далее. Поэтому, слыша одно корканье без циканья, никак нельзя допустить, что циканья не слышно за дальностью расстояния, а просто надо принять, что иногда самцы тянуть, только коркая. Чтобы убедиться в этом, я замечал те вершины деревьев, и лесные овраги, вдоль которых тянет вальдшнеп с корканьем без циканья, ждал, не протянет ли тою же дорогой другой, и действительно мои ожидания неоднократно были вполне успешны и я не без основания утверждаю, что самец способен иногда только коркать.

Переходя к самкам, должно заметить, что хотя они и тянут в продолжении некоторого времени вместе с самцами, однако число их никогда не бывает значительно. Часто случается, что в том месте леса, над которым тянут самцы, низко и молча пролетает самка: если самец ее заметит, он как стрела бросается за нею вдогонку и после этого уже оба вместе опускаются где-нибудь в кусты (Точно так же тянущий самец бросается в чащу, если заметит притаившуюся на земле самку. Обыкновенно при этом он складывает крылья, хвост распускает веером и бросается стремительно вниз, при чемь. как утверждает Гадамер (Cabanis, Journal fur Ornithologie, 1861, S. 217), слышится звук из быстро следующих один за другим двух слогов, то повышающихся, то понижающихся.). Иногда самка тянет над лесом, но или молча, или только цикая, и во всяком случае тяга её долго не продолжается, и она скоро улетает, преследуемая самцом… Еще чаще случается по вечерам видеть самок, если приходится стоять на тяге у лесной опушке. Обыкновенно после захода солнца, когда уже сделается темно и в лесу смолкнет, самки вальдшнепов перебираются из чащи, где они держались днем, на прилегающие болота или пастбища, обычное место их кортения. Но что такие перелеты – не тяга, Следует уже из того, что в таких случаях самки всегда летят молча, без циканья.

Заметим здесь же, что иногда и самцы в свою очередь издают только звуки циканья без корканья. Обыкновенно это бывает в то время, когда два самца преследуют друг друга. При этом они быстро носятся над лесными вершинами, низко опускаются на просеках и полянах, затем опять взмывают кверху, пока один окончательно не скроется от своего гонителя (Однако надо заметить, что часто самец гонится таким образом за самкой, и в этом случае, как и в предыдущим, они только цикают. Передняя птица при этом всегда самка, что не бесполезно было бы принять нашим охотникам к сведению.). Такие преследования приходится наблюдать чаще всего до начала тяги, хотя случается, что в самый разгар её вдруг налетят два таких противника, виляя между группами деревьев. По всей вероятности, подобные преследования – не что иное, как результат драки самцов, при чем победитель и гонится за побежденным. Иногда драки вальдшнепов бывают очень ожесточенны и нисколько не уступают боям других полигамам. В большинстве случаев они оканчиваются тем, что птицы повыщиплют друг у друга перья – и только; но иногда противники сцепляются с таким ожесточением, что не могут уже удержаться в воздухе и, сбившись в комок, падают в кусты. Число таких драчунов никогда не бывает значительно: два, три, редко больше; хотя и бывают случаи, что в драке принимают участие более 5 самцов, но при этом около, так сказать на виду у противников, всегда находится самка, за которую происходит побоище. Что в это время птицы сильно увлекаются взаимным преследованием и обращают мало внимания на окружающее, подтверждается большинством охотников, которым удавалось стрелять в таких раззадоренных дракою вальдшнепов. В это время птицы постоянно издают крики, но циканья не слышно, а беспрестанно раздается только «квог-квог-квог…» в разных тонах. Но гораздо интереснее то обстоятельство, что подобно некоторым другим птицам и зверям, вальдшнеп во время яра приходит иногда в такое возбужденное состояние, что налетает на охотника и даже садится на него. Рассказы об этом, перешедшие к нам сначала от иностранных зоологов, позднее нашли себе подтверждение и в среде русских охотников, так как, без сомнения, именно к числу подобных случаев относится описанная А. М. Бутлеровым проделка вальдшнепа, который сел во время тяги к нему на шляпу.

Если выше было сказано, что вообще в тяге можно различить три периода: первый—начальный, когда тянут только самцы, второй – тяга в полном смысле этого слова, так как в ней принимают участие оба пола и в это же время происходит оплодотворение самок, и третий – конечный, когда опять тянут только самцы, то, как бы в параллель этому, можно и ежедневную тягу подразделить на три периода, характеризующиеся тем же, что и вышеупомянутые. Разница только в том, что параллельным такое деление является исключительно для ежедневных тяг второго главного периода, т.-е. при участии самцов и самок. Обыкновенно же, хотя большинству охотников известно, что существуют вечером два момента, когда тяга на несколько минут прекращается, но кто же станет на это обращать внимание? Однако не должно думать, что эти периоды совершенно резко обособлены один от другого, и никак нельзя сказать, что в такой-то из них самки никогда не являются на тягу. Начинают тянуть однако всегда самцы, обыкновенно за несколько минут до захода солнца…

Вечереет. Медленно спускается солнце по небосклону, и чем ниже, тем ярче его лучи обдают своим полымем лесные окрестности. Вот оно зашло за деревья и, как огненный шар, смотрит меж их стволов. По вершинам леса прошли пурпуровые волны и те же лучи пролились на пушистое облачко, неизвестно откуда плывущее в высоте неба… Море света льется все дальше и дальше и, точно гигантский пожар, охватил закат лес и все небо. Только в лесной чаще царят мрак и сырость, да в глубоком овраге куда не доходят лучи солнца, легли мягкие синеватые тени. В лесу все тише. Уже не слыхать зябликов, примолкли и остальные пичужки. Вот гаснет и закат. Медленно ползет издали мгла и так же медленно спускается на землю завеса весенней ночи. В свежем воздухе сильнее запахло черемухой… В кусте затрещал полуночник. А вот вдали над заснувшими вершинами лесных деревьев раздалось мерное корканье и циканье вальдшнепа. Вы схватываете ружье, глазами впиваетесь в птицу, но она быстро проносится стороною, не переставая хрипло покоркивать… Еще рано…

Последующая часть Предыдущая часть



Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!