Примерное время чтения статьи 5 минуты

Вообще надо сказать, что непременным условием, которое ставится птицею при выборе места под токовище, это то, что тока собираются исключительно на некоси. Это явление, замеченное еще П. Кириевским, который, однако, упоминает. о нем вскользь, положительно так же справедливо для дупеля, как и для тетерева, в чем я убедился во всей средней России. Откуда идет такая разборчивость птицы – очень трудно решить: может быть, это объясняется тем, что в некоси дупеля легко могут спрятаться, когда прилетают к токовищу за некоторое время до открытия тока; может быть, в некошеной траве, в неизменном рукою человека клочке они видят залог большей для себя безопасности, – как бы то ни было, факт исключительного выбора некоси не подлежит никакому сомнению.

Обыкновенно раз выбранное место под токовище не покидается дупелями в продолжение целого ряда лет, и год из году собираются на нем птицы для токования до тех пор, пока преследования со стороны человека, стрельба и силки не отобьют у них всякую охоту к облюбованному месту тока. В таких случаях дупеля обыкновенно навсегда покидают прежнее токовище и выбирают другое, иногда на довольно большом расстоянии от первого, но, сколько я знаю, не приходилось наблюдать, чтобы, в случае потери первоначального, главного токовища, устраивались побочные тока, как это, напр., замечается у косача. Напротив, дупеля на токах собираются в огромной численности и обыкновенно в известном участке, по крайней мере, раннею весною, существует только очень немного токовищ. Разгонят одно, птицы перебираются в другое место, часть их пристает к другим токам, но взамен этих отставших особей присоединяются особи других токовищ.

Таким образом, дупелиные тока по своему числу в каждой местности весьма определенны, но от чего это зависит, при настоящих наших сведениях решить трудно. Если у косача, как кажется, число токовищ соответствует числу зимних стай, это совершенно понятно и стоит в очевидной связи с образом жизни птицы, но у дупеля мы этого не видишь. Положим, перед началом токов дупеля в продолжение несколько дней ведут жизнь как бы стайную (Впрочем, так бывает только в тех случаях, если токование нарушается в самом своем начале. Если же это произошло после того, как самки оплодотворены, ток расстраивается окончательно и только некоторые птицы, по большей части, вероятно, годовалые самцы, токуют в разнобой, придется, собираясь штуки по две, по три.), если считать за стадо высыпку, но это только кажущееся

Таким образом, дупелиные тока по своему числу в каждой местности весьма определенны, но от чего это зависит, при настоящих наших сведениях решить трудно. Если у косача, как кажется, число токовищ соответствует числу зимних стай, это совершенно понятно и стоит в очевидной связи с образом жизни птицы, но у дупеля мы этого не видишь. Положим, переть началом токов дупеля в продолжение нескольких дней ведут жизнь как бы стайную  (Собственно говоря, образование зимних стай и высыпок одно и то же. В самом деле, осеннее стадение обуславливается тем, что пищевой материал сократился, так сказать, сконцентрировался к известным участкам, на которые прилетают кормиться особи известного вида,-особи, по необходимости собранные в более или менее незначительном числе. Весною – то же самое, только здесь концентрация пищевого материала не конечное явление, а начальное, и потому прямым следствием его является то, что стада через несколько времени, т.-е. когда концентрация пищевого материала уничтожится, разобьются, особи начнут вести одиночную жизнь. Нельзя, конечно, не заметит, что известные особи, сошедшиеся первоначально вследствие недостатка корма, в течение зимы привыкают друг к другу и потому вообще ведут жизнь обществом, вместе отдыхая и др. На высыпках же этого нет, и потому, как только условия добывания пищи изменятся к лучшему, птицы разбиваются и, следовательно, высыпку в смысле стада нельзя приравнивать постоянному зимнему стаду или стае. Никакого противоречия между сказанным здесь и наблюдением г. Алфераки нет, так как прилетные стайки дупелей, сложившиеся вероятно на зимовке, разбиваются уже на своих первых стоянках, а следовательно, приравниваться высыпкам не могут.), если считать за стадо высыпку, но это только кажущееся сходство, пм более, что с наступлением установившейся теплой погоды, т.-е. незадолго до открытия токов, дупелиные высылки разбиваются и птицы живут отдельными особями. Поэтому я скорее придерживаюсь того мнения, что число дупелиных токовищ соответствует первоначальному числу годных для этого места, т.-е. когда еще не все дупелиные угодья примут свой нормальный вид и только некоторые их клочки настолько обсохнут, что будут совершенно подходить под условия токовища, что прямо зависит от высоты известного места и, следовательно, данные участки каждогодно будут обсыхать первыми. Но как ни интересно решение подобного вопроса, повторяю, теперь мы его должны отложить до будущего.

Итак, как только откроются тока, в известном участке всегда находится определенное число токовищ. Иногда несколько по виду совершенно схожих мест лежат совершенно друг возле друга, но в то время, как одно из них служит токовищем, другие всегда пусты. Что касается величины токовища, определенного ничего нельзя сказать. Иногда оно очень мало, иногда, напротив, очень велико, сажень до 100-125 в поперечнике, и обыкновенно во время тока на нем бывает столько дупелей, сколько может уместиться. Отсюда понятно, что число дупелей и величина токовища находятся между собою в постоянном соотношении, но никак нельзя сказать, чтобы число дупелей, участвующих в токе, определяло величину токовищ скорее наоборот, т.-е. чем больше токовище, тем больше на нем бывает и дупелей (Тут опять сказывается различие между зимней стаей и высыпкой. Зимние стаи, наприм., тетеревиные, выбирать себе место тока такое, чтобы на них могли уместиться все особи стаи, что по отношению к высыпкам не имеет места, п. ч. высылки разбиваются и на ток сходятся уже отдельные особи. Следовательно, чем больше подходящее место токовища, тем больше на нем сойдется дупелей, а чем меньше, тем меньше и число токовиков, что и было сказано.)

Токовище или, по крайней мере, его центральное место, где особенно много бывает птиц и где происходят самые ожесточенные драки, можно всегда узнать с первого раза. Обыкновенно трава на нем примята, валяются перья; чем дальше от центра, тем меньше следов тока и тем, следовательно, труднее определить его границы. Надо, однако, заметить, что дупеля редко убегают далеко от центра тока. Обыкновенно они держатся очень кучно, толкутся все больше к середине токовища, и если какой и отбежит, то сейчас же спешит воротиться.

К сказанному о числе дупелей на токовище следует прибавить, что громадное влияние на него имеет местность, в которой устроен ток, т.-е. безопасны ли на нем птицы от преследования человека или нет. Нормально число токующих дупелей доходить до нескольких сотен, но вблизи городов, где распространена стрельба на токах, где громадное количество птиц истребляется, а остальные распугиваются, тока совершенно теряют свой обычный характер и представляют собою скорее жалкую пародию на ток, чем ток действительный. Под Ярославлем, говорит Н. Гладков, тока весьма незначительны: токуют иногда два или три дупеля. Вместе с тем эти птицы уже не придерживаются открытых мест, а, напротив, выбирают наиболее глухие, наиболее непроходимые места, т.-е., напр., окруженные со всех сторон водой кочки, относительно сухое место среди топи и т. п.

Начало тока, как сказано, всегда отделено некоторым промежутком времени от прилета. От первых высыпок обыкновенно оно удалено недели на две, иногда даже на три, от последних, только на несколько дней. Таким образом, в средней полосе начало дупелиных токов выпадает обыкновенно на начало мая. Подвигаясь к северу, тока начинаются, конечно, позднее, но уже не замечается такого большого промежутка мету началом прилета и началом токов. Это зависит от более дружного, хотя и более позднего прилета, от меньшего протяжения времени, которое остается птице на вывод и выхаживание молодых.

Предыдущая часть



Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!