Примерное время чтения статьи 9 минуты

Глава из Книги “Легавые собаки и Охотничье оружие” 1902г. Составитель Де-Коннор.

(по статьям R. Lee)

Название этой разновидности сеттера обязано своим происхождением тому обстоятельству, что они впервые появились среди охотников из замка Гордон, имения герцогов Гордон. Как долго, до появления этих сеттеров в публике, герцоги Гордоны вели свою породу сеттеров, — неизвестно. Полковник Торнтон, в 1803 году посетивший замок Гордон u подробно описавший виденных им там собак, о чёрном с подпалинами сеттере не упоминает. Более ранние писатели описывают чёрного с подпалинами сеттера под названием «шотландского» сеттера. Томсон Грей своей книге «Собаки Шотландии» даёт ему то же имя. 

Священник Пирс, писавший под псевдонимом «Идстон», говорит, что в 1820 году y герцога Гордона велась особая порода сеттеров, но каково их происхождение, какие это были сеттера, — неизвестно. Странно, что Сент-Джон и Колькугаун, писавшие очень подробно о собаках и об охоте в Шотландии лет пятьдесят тому назад, о гордон-сеттере не упоминают. Вероятно, он был очень редок. 

Теперь в замке Гордон, старая порода сеттеров-гордонов не ведётся. Несколько лет тому назад к ним подмешали английского сеттера, главным образом лаверака, и в результате тип гордона утратился, хотя теперь все собаки на псарне — дельные полевые работники. 

В Англии чёрный c подпалинами сеттер существовал в весьма отдалённые времена; о нём говорит Маркгам (1655 r.). По его описанию нельзя, однако, заключить, чтобы тогдашний чёрный с подпалинами сеттер был, то же, что гордон наших дней. Один писатель в 1776-м году говорит, что пятьдесят лет назад существовали две породы сеттеров — «черные с подпалинами» и «желто-пегие». По другим источникам, последний окрас был более распространён. У Сиденгем Эдвардса (1805 г.) есть картина, на которой изображены три сеттера; один из них, несомненно, черный с подпалинами, однако он весьма мало похож на современного сеттера. У Бинглея (1809 год) изображены два жёлто-пегих сеттера, a о чёрном с подпалинами не упоминается вовсе. 

Диксон, посетивший замок Гордон тридцать лет тому назад, говорит, что он видел там 37 чёрно-пегих с подпалинами сеттеров, но первоначальная масть гордонов черная с подпалинами; покойный герцог Гордон не любил бывших там прежде чёрных с подпалинами сеттеров, предпочитая чёрно-пегих, легче сложенных и лучших работников. 

Существует много разных мнений о том как был выведен черный с подпалинами сеттер тяжёлого типа; так, он был больше и грубее других сеттеров; яркость подпалин, тяжелая голова, y некоторых отвисшее веко и брылястость — все это указывало на подмесь блодгаунда. Судя по экстерьеру гордона, я нисколько не сомневаюсь. что когда-нибудь, для вывода породы, к сеттеру была подмешана кровь гончей; кроме наружного вида это подтверждается наклонностью гордонов, подобно ирландскому сеттеру, искать нижним чутьём. 

О сделанных подмесях для вывода породы точных сведений мы не имеем, но даже любители «чистокровных» гордонов согласны, что в не особенно давнее время подмесь колли считали полезной. Некоторые писатели утверждают, что во многих современных. гордонах ясно заметна кровь колли, и почти все согласны, что кровь блодгаунда в гордоне видна в форме головы и в общем виде его. 

В 1837-м году было продано с публичного торга одиннадцать сеттеров из замка Гордон за 417 фунтов стерлингов. Большинство этих сеттеров было чёрно-пегие с подпалинами. Дороже других заплатил лорд Честерфильд за «Риджент» — 72 фунта стерлингов, за «Крон», хотя, y неё было отъедено ухо, — 60 фунтов стерлингов; лорд Дуглас за «Сатурна» заплатил 56 фунтов стерлингов, г. Мартин — 106 фунтов стерлингов за пару сук; лорд Аберкорн и герцог Ричмонд — по 34- фунтов стерлингов каждый за кобеля и за суку. Однако это распродавались остатки псарни, потому что частным образом оттуда были еще куплены собаки герцогами Аберкорном, Аргайлем и виконтом Болингброком. Распродажа эта была вследствие смерти герцога Гордона. 

Томсон Грей своей книге «Собаки Шотландии» (1891 г.) сообщает интересные подробности о сеттерах замка Гордон. Как увидим ниже, его сообщение не сходится с тем, что говорил писал Диксон по этому предмету. 

«Семьдесят лет тому назад, — пишет Грей, — большинство собак было чёрных с подпалинами и чёрно-пегих с подпалинами. Однако были и черно-пегие, кофейно-пегие и желто-пегие. Опе славились своими полевыми качествами. Выставок не было, в красота стояла на втором плане. Однако в общем вид собак был породный и некоторые из них были очень красиво сложены. Черно-пегие — с большими пятнами без крапин, причём подпалины были на бровях и на щеках; чёрные с подпалинами имели подпалины гораздо светлее, чем y нынешних гордонов; в последних собаках часто встречались белогрудые и с белыми пальцами. Общий вид собаки — тяжелый; уши, как и y спаниэля; красивая голова; отличные ноги и лапы; хорошо поставеленное перо и богатая псовина, и подвесы. Светлые глаза и вострощипость не допускались. Работниками собаки эти были незаменимыми; когда, 25—30 лет тому назад, я видел их в работе, то они могли бы поспорить и с современными собаками. Покойный Джоб, который много лет смотрел за сеттерами замка Гордон, дрессировал их в совершенстве; они к тому же легко дрессировались и имели природную склонность секундировать; не были быстры, но очень выносливы; работали не спеша, ровно, с утра до вечера и имели хорошее чутьё, редко делая ложную стойку». 

Тот же писатель говорит: «О первоначальном окрасе я получил сведения от одного старика, Биля Роджерса, который состоял при псарне замка Гордон ещё до Ватерлооской битвы (это самый ранний период образования псарни); он уверял, что собаки были чёрные с подпалинами, черно-пегие с подпалинами, кофейно-пегие, a иногда жёлто-пегие; больше других было черных с подпалинами, часто с белыми лапами и грудью. 

Другой авторитет, который часто видал собак замка Гордон и был знаком с Джобом, – Э. Лаверак, говорит, что сеттера эти были черно-пегие с подпалинами. 

По-видимому, большинство псарен Шотландии разновременно приобретали собак из замка Гордонов. Сеттера лорда Ловата, сэра А. Гордона, майора Дугласа, г. Томпсона, лорда Панмюра, маркиза Гёнтлея, лорда Солтауна, сэра Эльфинстона и г. Мак-Никольса – все одного происхождения: от собак псарни замка Гордон. Я думаю, что именно y них-то и были произведены скрещивания с блодгаундом, иначе нельзя объяснить существование сеттера в типе гончей, столь распространённого 20 лет тому назад. 

Не так давно мне подарили сеттера-гордона, о котором говорили, что он самых высоких кровей в Шотландии, он стоил как дрессированная собака – тридцать фунтов стерлингов. Хотя «дарёному коню в зубы не смотрят», все же скажу, что дрессировка его была мифом, a цена — грош. Выведенный на охоту, он гнал «без вести» все, что попадалось; в зарослях, где сядет птица, начинал копать носом, разганивал зайцев и кроликов. Мне сильно хотелось его застрелить… Бывало, если смотришь его приблизительно восьмичасовой работой, — с ним ещё можно было справиться, но все-таки искал он нижним чутьём, как гончая.  Ничего общего по работе с сеттером или пойнтером не имел. Делал ли он так, как гордоны священника Пирса, которые, по словам последнего, вследствие подмеси к ним крови овчарки обходил на стойке птицу, как овчарка обходит стадо,— того я, признаюсь, не замечал, но что он только шарил по земле,— это я видел; Одним словом, собака была негодная, хотя по виду типичный гордон, a по происхождению «чистейшая из самых чистых», тем не менее, по работе совершенная гончая.

При начале полевых состязаний в шестидесятых годах гордоны имели успех; теперь же никакого. Тогда недурно заявили себя «Рекс» и «Кент» священника Пирса, «Кэт» г. Эги, «Рекс» г. Сольтера, «Кларет» и «Денди» графа Дёдлея, «Мейболь» г. Флеминга, но удовлетворительная работа продолжалась недолго. Одни собаки из гордонов медленны и глупы, другие быстры и послушны; вообще за последние десять лет я видел только двух порядочных работников на состязаниях, и это, полагаю, может быть принято за доказательство, что гордоны не могут равняться ни с английскими, ни с ирландскими сеттерами.

Даже на выставках теперь не то, что было. На первой собачьей выставке гордон Джомблинга «Денди» взял кубок для лучшего сеттера выставки. «Кент» (1863–1865) священника Пирса производил сенсацию. Родословная последнего была неизвестна, но говорят, что мать его адамсоновских собак, отец же от «Скампа – ч «Нель» Джомблинга, a последняя от кофейного с подпалинами кобеля, принадлежавшего Ридлею. 

Может быть, с учреждением клуба гордон-сеттера черному с подпалинами сеттеру откроется целое будущее; покамест же клуб не устраивал состязаний и не давал специальных призов на состязания Кеннель-Клуба. 

На выставках все почти призы берёт своими красивыми собаками Р. Чепман; он же много лет работает над выводом красивых гордонов и достиг того, что в его собаках незаметно примеси блодгаунда и колли. Чепман придерживается масти чёрной с подпалинами и без белых отметин и говорит, что будто бы. его собаки и на охоте хороши, но известно, что всякому свой гусь кажется за лебедя, и всякому своя собака — самая лучшая. 

Полковник Ле-Жандр Старки также усиленно занимается гордонами, и по временам y него бывают отличные экземпляры. Полковник часто посылает своих собак на полевые состязания, но гордонов — никогда; несомненно, будь y него хоть один гордон, годный для состязаний, — он бы его послал. Г-н Гринбанк и. выставлял одного-двух хороших гордонов. Есть не дурные экземпляры y Тетгема u Манинга. 

Существует еще старинная порода гордонов, которая в чистоте, без примеси английского или ирландского сеттера, ведётся в течение восьмидесяти лет, это y графа Кодора. Его сеттера с белыми отметинами — триколорные. Они хороши по экстерьеру и дельные работники. Такая же порода давно ведется и в семействе лорда Ловата. Хотя эти породы ведутся им в возможной чистоте и, быть может, годились бы для скрещивания с обыкновенным английским сеттером, но я не вижу будущности y чёрного с подпалинами сеттера. Он, во всяком случае, менее пригоден, чем, английский или ирландский сеттер, я же могу себе представить, чтобы самый ярый любитель гордонов мог предпочесть их другим сеттерам. 

С описанием признаков породности чёрного с подпалинами сеттера, данным клубом сеттера-гордона u ниже приводимым, я согласиться во всем не могу. Вот, причины: первая, — мы видели, что в старинных псарнях гордоны были триколорные, a клуб признаёт только одну масть — чёрную с подпалинами; вторая — странно требовать, как, типичного признака гордона, сходства его с блодгаундом, так как после подобного скрещивания было потом употреблено много труда, чтобы изгладить следы впуска упомянутой крови, и собаки, в которых заметна примесь блодгаунда, не должны быть им премируемы, и пускаемы в завод. Признаки породистости, по требованию гордон-сеттер-клуба, таковы: 

«О Происхождении сеттера-гордона мы имеем мало сведений. Авторитеты, однако, согласны, что первоначальная масть— черно-пегая с подпалинами. По мнению Д-га Уэльша (Стонгендж), порода произошла от смешения колли, блодгаунда и английского или ирландского сеттера; что гордон произошёл от этих пород, доказывается и характером его. В последние годы подмешивали к гордону ирландского сеттера, но это испортило его: подпалины от этого стали бледнее и не так чисто ограничены, как должны бы быть. Это нужно уничтожить осмотрительным подбором… В лучших гордонах мы неизменно видим черты колли, блодгаунда и сеттера смешанная в равной пропорции, что и даёт именно то. что мы называем типом сеттера-гордона». 

Голова гордона гораздо тяжелее, чем y английского сеттера: широкая между ушами: череп округлённый; затылок хорошо развитой, и расстояние от затылка до основания нижней челюсти (глубина) больше, чем y английского сеттера. Расстояние между глазами не особенно широко. Морда умеренно-длинная, но широкая, дающая достаточное помещение для обонятельных нервов и обратная тому. что мы называем острощипая. Ноздри, хорошо расставленные. представляют собой самую широкую часть носа. Очертание нижней челюсти может быть делом вкуса; старый «Кент» имел очень тяжелую голову и нижнюю челюсть, и эту особенность он передал своим потомкам с замечательной наследственной силой. У многих гордонов брыли и подбородок не особенно развиты; надлежащее развитие очень типично. Уши также бывают то очень длинные, то короткие; это тоже дело вкуса и не особенно важно. Колодка гордона тяжелее колодки английского сеттера, но того же очертания. Хвост часто длинный, и его собака дурно несёт, но это не мешает хорошей работе. Наибольшая красота этой собаки – её окрась, если и рабочие качества хороши, то главным образом нужно обращать внимание на окрас собаки. Прежде, без сомнения, окрас гордона был чёрно-пегий с подпалинами; теперь на выставках белые отметины почти не встречаются. Чёрный цвет должен быть не рыжеватый, не ржавый; подпалины — цвета тёмного красного дерева, расположены на ногах до колен, на внутренней поверхности бёдер, на плечах (на конце плечевого сустава), на морде и резко ограниченными кружками и над глазами. Расплывчивость подпалин указывает на помесь. Чтобы достичь совершенства в охотничьих u в выставочных качествах, необходимо вести породу в безусловной чистоте. При первом скрещивании может получиться, по-видимому, удачный приплод, но последующие поколения укажут подмесь и лишат возможности достичь желаемых и. качеств. Разум, чутьё и выносливость – характеристические черты гордона. Ведя в чистоте породу, мы не только восстановим потерянные качества, но и достигнем совершенства доселе неизвестного. Хорошо сформированная голова — дело первой важности, если мы желаем сохранить разум, который делает собаку наиболее полезной».  

Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!