Примерное время чтения статьи 4 минуты

“Природа и Охота” 1893.6

Поездом чрез г. Тулу, я, как старый охотник, отправился осмотреть оружейную мастерскую известного оружейного мастера, А. Т. Грязнова, ружья которого издавна пользуются особым почётом в нашей местности в среде истинно русских охотников, не гоняющихся за громкими именами иностранных ширм, так беззастенчиво обирающих легковерных, и, конечно, небезбедных российских охотников… 

При посещении мастерской г. Грязнова, меня крайне поразило то положение и обстановка, в которых находится этот бедный, но действительно гениальный труженик.
Небольшой и невзрачный домик, без всяких признаков довольства или хотя какого бы то ни было комфорта. Нижний этаж составляет собственно мастерскую самых скромных размеров. Верхний этаж состоит из четырех крохотных жилых комнаток, стены которых все увешаны бесчисленными дипломами, почётными отзывами, благодарностями и пр., и пр. 

Внизу, вдоль по стенам, между убогой мебелью, стоят в красных чехлах ружья всевозможных систем, центральные и шомпольные, различных цен, начиная от 10 до 150 руб., и все замечательно тщательной и изящной отделки. Ружье в 150 руб. таково, что едва ли даже и самый прихотливый покупатель мог бы отличить его от пяти—шестисотенного ружья любой заграничной фирмы. 

После осмотра этих ружей г. Грязнов повёл меня в свои кладовые, т. е. просто чуланы, помещающиеся на задней стороне дома. Там я увидел не одну тысячу стволов, собранных чуть ли не со всех концов Европы и Азии. И какие между ними есть замечательные экземпляры в отношении литья и формы! Есть стволы очень старинной работы; множество стволов знаменитого 12 года и чуть ли не всех последующих компаний, и, наконец, стволы новейшего приготовления из литой стали, как местного производства, так и выписанные из за границы, которые в последнее время г. Грязнов стал выписывать не спаянными по два вместе, а по одиночке, потому именно, что очень редкую пару стволов, по испробовании на месте, не приходилось распаивать, по случаю-ли неправильной спайки, или неверного подбора стволов по качеству железа. 

Все эти стволы предназначаются у г. Грязнова для выполнения заказов; согласно требованию, добросовестный мастер делает тщательный, строгий выбор стволов, затем тщательно выверяет и, наконец, отделывает. 

Но, к великому сожалению Грязнова, вследствие громадной конкуренции тульских мастеров, в местной торговле часто прибегают к контрафакции ружья: с фамилией Грязнова, часто приходилось самому г. Грязнову видеть в продаже; возникали недоразумения, а иногда и процессы, кончавшиеся по обыкновению ничем. 

Все это происходит от того, что Грязнов бедный ремесленник, желающий не запятнать свою фирму, вложивший всю душу в свои произведения, но не имеющий средств; он не в силах конкурировать с массой оружейников (медников), продающих, правда, совсем недоброкачественные ружья, зато по баснословно дешевой цене, —лишь-бы сбыть с рук, выручить на хлеб насущный, не заботясь о своем реномэ. 

Последнее мне пришлось испытать на себе. 

Несколько лет тому назад, я выписал, конечно, предварительно списавшись, от оружейного мастера А. винтовку за 40 руб. с обещаниями верного боя. Прислана была мне однако обыкновенная кавалерийская берданка, и притом самой грубой отделки; о бое говорить нечего, он был ниже всякой критики. Объяснения ни к чему не привели. Пришлось продать винтовку за 15 руб. с полсотней патронов в придачу. 

После этого я выписал винтовку от Беккера из Варшавы. Это была изящная детская игрушка, на подобие Монтекристо; стоила она страшных денег — 60 рублей, без всяких принадлежностей. Игрушку эту после нескольких выстрелов пришлось отправить обратно. 

Такую же винтовку, но гораздо изящнее, и с верным боем, г. Грязнов предлагал мне за 15 руб. А винтовку с верным боем на далёкую дистанцию, специально для стрельбы дроф, гусей и журавлей — г. Грязнов брался сделать за 25 рублей. Видев такие ружья у многих охотников и имея у себя ружьё Грязнова, я смело рекомендую эту фирму; её произведения могут смело конкурировать с произведениями дорогостоящими любой заграничной фирмы. Доказательством качества работы Грязнова служит масса наград на русских выставках и большая серебряная медаль французской выставки. 

Во время осмотра мастерской г. Грязнов рассказал мне как он, кроме полученной им медали на французской выставке, выиграл пари в три тысячи рублей.

Одним французом предложено было 25 тысяч франков за лучшее ружьё по кучности, верности и силе боя. Грязнов, по неимению средств, вынужден был отказаться от состязания, но в нём принял участие один русский купец, предложив за него три тысячи рублей, и пари было выиграно Грязновым. Да, трудно без средств пробивать себе дорогу! Грязнову и павильон то на выставке отвели где-то в тёмном уголке. Огорчается бедный труженик своим материальным положением и пока утешается только платоническим, так сказать, признанием его таланта, именно — полученными им наградами. С гордостью и с каким-то благоговением показывал он мне массивную медаль выставки и орден Станислава, пожалованный Грязнову правительством за осмотр крепостей; также диплом за поставку четырёх тысяч ружей в казну. 

Грязнов—труженик, доведший свое искусство до высшей степени совершенства, но человек, не обладающий не только де нежными средствами, но даже достаточной грамотностью. Это истинно русский талант самоучка. Недостаток образования и средств тормозят его дело и мешают распространению ружей прекрасной, добросовестной работы. Он не может составить даже хорошо объявления, тогда как другие фирмы печатают о себе пространные и заманчивые рекламы, которые по нынешним временам дают успешный сбыт всякому плохому товару. 

Всю корреспонденцию с иногородними заказчиками ведёт у Грязнова маленький сын, едва умеющий писать, и с трудом прочитывающий получаемые письма.

Смотря на всё это, нельзя не пожалеть, что русские охотники делают громадную ошибку, платя чрезмерно большие деньги за плохие иностранные ружья, и пренебрегая хорошими ружьями русского производства. Сам я за доверие к иностранным рекламам поплатился не малым количеством денег, потраченных на разных Гринеров, Скоттов и Франкоттов, наводнивших Россию своими дешевыми, но очень плохими произведениями, бьющими только на наружный эффект и сильно уступающими русскому производству по внутренним качествам. 

Последний мой осмотр мастерской Грязнова, а также осмотр в Тульских магазинах ружей кустарного производства с клеймами Тульского Императорского Оружейного Завода, ещё более убедили меня в том, что выделка ружей в Туле доведена до высокой степени совершенства, и что выписка заграничных ружей есть непростительная трата денег, и «гражданский грех», если можно так выразиться. Стыдно русскому охотнику забывать знаменитую Тулу, Ижевск и прочее, с их знаменитыми и бедными мастерами-художниками, и поощрять жидовские гешефты с бракованными ружьями иностранных фабрик. 

Ф. П. Карнеев.

Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”

 

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!