“Природа и Охота” 1893.5
С появлением, в 1884 году, труда, д-ра Г. И. Радде «Omis Caucasica», всякие сомнения относительно существования настоящей вальдшнепиной тяги в Закавказье рассеялись
Несмотря на это, однако, до последнего времени мы не имеем (насколько мне известно) в печати более подробных наблюдений над тамошнею тягою, и вопрос, предложенный покойным М. Н. Богдановым в его «Птицах Кавказа» (1879 г.), что если тяга там существует, не отличается-ли она чем-либо от тяги в других местностях России, оставался до сих пор без ответа.
Поездка моя этою весною на Кавказ дает мне возможность отчасти пополнить этот имевшийся пробел в наших сведениях о Кавказской тяге.
По приезде в Боржом, в двадцатых числах марта этого года, мы застали там весну весьма запоздалою, как то было и повсюду в России в этом исключительном году. Великий Князь Николай Михайлович тотчас же поручил заведующему Боржомскою охотою, Ф. О. Краткому, разузнать—тянут ли уже вальдшнепы, и подыскать наиудачнейшие места для охоты, главною целью которой было наблюдение над поведением вальдшнепов в местности, где такие наблюдения почти никем не делались.
26 марта, впервые были замечены тянувшие вальдшнепы; 30 марта, мы впервые стояли па местах, вблизи шоссе, ведущего к Ахалциху, па полдороге между Боржомом и Ликанским ущельем.
Погода была пасмурная. Я стоял на небольшой полянке, окруженной деревьями, как хвойными, так и лиственными, средней высоты.
Первый вальдшнеп протянул с громким цыканьем, но очень высоко и в стороне от нас, в 7 часов без 12-ти минут. Много позже, мимо меня, но тоже очень высоко, протянуло с цыканьем ещё 2 вальдшнепа, по которым я все-же стрелял, и одного из которых убил, хотя он был найден по направлению моего выстрела. лишь несколько дней спустя.
31 марта. Чудный теплый и ясный вечер. Мимо г. Краткого протянуло с цыканьем 8 штук. Несколько штук протянуло мимо Великого Князя, причём Его Императорское Высочество имел случай видеть воздушную драку трёх вальдшнепов.
Мимо меня, по очень поздно, быстро пронеслись один за другим два вальдшнепа с громким цыканьем и мне удалось убить заднего на, сравнительно близком расстоянии.
1 апреля. Пасмурно. Я видел в этот вечер 5 вальдшнепов, летевших не в меру и все с цыканьем. Великий Князь убил одного и тоже видел нескольких, но далеко тянувших. В этот день появились первые козодои и вообще в прилете было несколько видов птиц, в предыдущие дни нами незамеченных.
2 апреля. Пасмурно. По дороге к месту тяги заметил первую стайку ласточек (H. Rustica), летевших на северо-восток. Протянуло поздно, судя по слышанному нами цыканью, штуки две вальдшнепов.
3 апреля. Стояли г. Краткий и я. Дождь и град yас скоро обратили в бегство; ничего не видали и не слышали.
4 апреля. Тянуло очень мало. По-прежнему мы слышали цыканье, yо ни разу хорканья.
5 апреля. Пасмурно и холодно. Я yа тягу не пошел. Великий Князь стрелял по одному на большую дистанцию. Как стемнело пошёл снег и к утру 6-гo все было-им покрыто.
6 апреля. После снега и холода я переменил место, в этот вечер, став у самого шоссе, по ничего не видел. Великий Князь видел троих; но на, выстрел не приблизился ни один. Появилось много хищников, а также и певчих птиц.
7 апреля. На тяге не были.
8 апреля. Очень холодно. Великий Князь видел нескольких. Я прозевал одного, т. е. заметил его слишком поздно и не успел стрелять.
9 апреля. Вечер очень прохладный. Великий Князь видел несколько громко цыкавших, на меня-7ке налетел один и очень не высоко, которого я и убил. Только что мы стали по местам (было еще совершенно светло), я видел в стороне, и на очень большой высоте, дерущихся двух вальдшнепов, которых обратил в бегство ястреб (Асе. Nisus?), которого я за дальностью с уверенностью узнать не мог.
10 апреля. Ясно и холодно. Тяга началась очень поздно. Великим Князем убит один вальдшнеп. Я не видел ни одного, но цыканье нескольких штук ясно слышал.
11 и 12 апреля. Мы видели и слышали нескольких вальдшнепов, тянувших на такой высоте, что о стрельбе и думать было нечего.
14 апреля. Я не был на тяге. Мимо Великого Князя протянуло 9 штук, все с цыканьем, с хорканьем ни одного.
15 апреля. На меня налетел вальдшнеп в меру, но я его пропуделял. 16 мы выехали из Боржома и вновь вернулись и были на тяге лишь 21 апреля.
21 апреля. Протянуло, судя по цыканию, несколько штук, но очень поздно и при порядочном дожде.
22, 23 и 24 апреля вальдшнепы тянули, но тяга начиналась очень поздно, почти при полной темноте, и вдобавок так высоко, что не стоило и стрелять.
25 апреля. Ясно и ветрено. Великий князь видел издали одного. Я ни одного не видел и не слыхал.
26 апреля. Видел лишь одного и стрелял на недосягаемом расстоянии. Летел с цыканьем.
27 апреля. Пасмурно и ветрено. Слышали цыкание нескольких, но уже при полной темноте.
29 апреля. Я видел издали одного и слышал его цыкание.
30 апреля. Я на тяге не был. Великий князь стрелял один раз при почти полной темноте.
Таким образом закончилась наша охота на тяге в Боржоме. В результате оказалось убитых Великим Князем 4 штуки и мною 3.
Число небольшое в смысле добычи, но за то и этого результата было совершенно достаточно для того, чтобы составить себе ясное понятие о характере тяги в одном из пунктов Закавказья.
Суммируя все наши личные наблюдения и добавляя к ним наблюдения г. Краткого и лесных сторожей, я могу с уверенностью сказать следующее о тяге в Боржоме.
1. Вальдшнепы тянут повсюду по долине Куры и в долинах притоков, в нее впадающих до высоты 3000, по всему вероятию и гораздо выше того, но на это у меня положительных данных не имеется.
2. Начинают тянуть вальдшнепы в различные часы, подобно тому, как это бывает и в России, причём, судя по погоде, иногда совершенно противоречат выбором времени для начала тяги ожиданиям охотника.
Так что и здесь остаются загадкой причины, заставляющие вальдшнепов появляться на тяге то раньше, то позже, при кажущихся одинаковых условиях погоды.
3. Вальдшнепы безусловно ограничиваются на тяге одним цыканием и никогда не хоркают. Это обстоятельство было проверено как нами лично, так и г. Кратким, давно знакомым с Боржомскою тягою.
4. Воздушные драки и преследования вальдшнепа вальдшнепом совершенно тождественны с теми, какие хорошо известны и в других полосах России.
5. Большая высота, на которой тянут в большинстве случаев вальдшнепы, в этой местности, по всему вероятию, объясняется тем, что, по-видимому, вальдшнепы спускаются в долины со склонов окружающих гор, причем первое время не сразу спускаются настолько низко, насколько это было бы желательно для охотника, вследствие того, вероятно, что и большинство мест гнездовья находятся на склонах гор, а не в долинах.
Из семи убитых, с цыканием летевших вальдшнепов, я вскрыл только двоих, которые, по своей выдающейся величине и окраске, как мне казалось должны были быть самками, но оба эти вальдшнепа оказались самцами.
Это обстоятельство напомнило мне разговор мой в прошедшем году с г. Ноской, заведывающим арендуемыми Великими Князьями охотничьими угодьями в Кубанской области. Мне г. Носка говорил, что там тяга бывает сильная, но что он думает, что тянут там преимущественно самки, так как он харкания самцов никогда во время тяги там не слыхал. Теперь, зная из собственного опыта, что и самцы не хоркают в Боржоме, я не сомневаюсь и в том, что там же особенность в тяге свойственна и Кубанской области, да, вероятно, и всему Кавказу.
В заключение скажу еще следующее: нет сомнения, что и в Боржомском имении существуют места, где тяга сильнее той, которую мы имели случай видеть, но что вообще ею мало кто интересуется, а отыскивать такие места по крутым горам — вещь весьма нелёгкая. Далее, одна из главных причин малой добычливости нашей охоты на тяге в Боржоме есть несомненно та, что горы, окружающие Боржом, при наступлении вечерней темноты, до крайности суживают светлое поле зрения. Хотя и слышишь цыкание издали, но замечаешь птицу уже тогда, когда она совсем почти над головой, а в стороне, на тёмном фоне гор, хоть и близко она пролетит, её не увидишь.
С чисто же охотничьей точки зрения, тяга, в Боржоме далеко не так приятна, как тяга на севере. Во-первых, она, вследствие быстро наступающей после заката солнца темноты, слишком кратковременна, а, во-вторых, отсутствие характерного хоркания, столь приятного для уха охотника, сильно умаляет прелесть самой охоты и делает ее очень уж трудною. Я не сомневаюсь в том, что в Закавказье есть много мест, где стрелять вальдшнепов удобнее, чем в окрестностях Боржома, и о таких местах я слыхал неоднократно, но в настоящей заметке я об этих местах предпочитаю не говорить, и ограничусь, до поры до времени, вышеизложенным сообщением.
С. Алфераки
Художник Арчибальд Торнберн.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”