“Природа и Охота” 1892.1
(Доложено на годичном собрании 20 ноября 1891 г.).
Приступая, во исполнение § 37 Устава, к краткому обзору деятельности Общества любителей породистых собак за отчетный 1890 —1891 г., не могу, первым долгом, не отметить того отрадного явления, что число лиц, интересующихся целями Общества, ещё увеличилось. Хотя, как это было и прежде — мы не досчитываемся некоторых прежних членов, с другой стороны. эта убыль с избытком пополнилась вступлением новых кандидатов, так что в общем итоге к сегодняшнему дню список членов на десять лиц более, чем в прошлом году, а именно: Общество состоит, из 5 почётных членов, 141 действительного и 1 члена-корреспондента.
Такое прогрессивное увеличение личного состава и постоянный наплыв новых, свежих сил должны, казалось бы, вызвать усиленную деятельность Общества, должны бы иметь своим прямым последствием внесение новых предложений и проектов, направленных к расширению круга действий Общества и к изысканию способов и средств для осуществления хотя бы некоторых из многочисленных предначертаний нашего Устава (§ 2), по отношению к которым но сиё время ничего ещё не сделано — как-то: вопросов об образцовой псарне (питомнике), об аренде земель для устройства на них полевых испытаний, об учреждении школы дрессировщиков, в которых все русские охотники сильно нуждаются и т. п. Между тем, на деле оказывается противоположное. С каждым годом, несмотря на увеличение количества членов, ощущается всё большее охлаждение к интересам и деятельности Общества, нельзя не заметить более слабого посещения собраний и оставления гг. действительными членами всей инициативы по делам Общества на попечении одного лишь Совета, который, будучи, по точному смыслу устава, органом исполнительным, не всегда может брать на себя роль инициатора. Быть может одною из главных причин отмеченной мною безжизненности Общества за отчетный год, послужило отсутствием течение всей прошлой зимы, уважаемого Товарища Президента, графа Г. И. Рибопьера, уже не раз сумевшего в трудные минуты подбодрить общее настроение и вызвать членов Общества к новой, усиленной и плодотворной деятельности. Другая причина, почему многие цели Общества остаются неосуществимыми, причина, которая отчасти объясняется холодное отношение к ним большинства членов Общества — это недостаток финансовых средств. Такие общества спорта, как наше, не могут существовать при слишком скромных средствах, иначе всякое их начинание будет разбиваться о такую крепчайшую скалу, как пустой карман. Средства же наши год-от-году падают: выставки приносят дефициты, а полевые испытания, развиваясь с каждым годом, требуют больших затрат.1
В отчётном году состоялась четвертая очередная выставка собак, устроенная на этот раз совместно с Обществом Поощрения Полевых Достоинств охотничьих собак.
Как большинству из гг. членов уже известно, на этой выставке отделы борзых собак, гончих в больших стаях, специально для псовой охоты, а также охотничьи лошади находились в заведывании и подверглись экспертизе Общества Поощрения Полевых Достоинств, которое и присуждало по этим отделам своя награды. В исключительном же заведывании нашего Общества находились все охотничьи подружейные, сторожевые и комнатные собаки.
Независимо от этого на выставке был, в виде нововведения, богатый отдел художественных произведений, изображающих охотничьи эпизоды (картин масляными красками 95, акварелей и рисунков 89 и несколько Фотографий); отделы оружия, моделей, чучел и охотничьих принадлежностей были также не бедны. По всем этим отделам награды назначались комиссией, состоящею из представителей обоих обществ.
Не касаясь финансовых результатов этой выставки, о которых будет доложено Обществу казначеем2, считаю долгом заметить, что хотя май месяц нельзя признать удачным временем для устройства выставки в С.-Петербурге, тем не менее на последней выставке представлено было экспонатов не менее, чем на прежних выставках, а именно: борзых псовых 51, английских 16, восточных 3, гончих для псовой охоты —две стаи, в составе 27 и 23 собак, и 14 охотничьих лошадей. В отделе подружейных собак было выставлено: 18 сеттеров-лавераков, в числе коих „Кэт“, вывезенная из Франция г. Геном, получила золотую медаль и приз для лучшей собаки этого отдела, —13 сеттеров-гордонов, 5 ирландских и 4 сеттера разных окрасов. Отдел пойнтеров был также не беден: 18 жёлто-пегих, 22 кофейно-пегих и 4 пойнтера других окрасов. В этом отделе высшая награда — большая серебряная медаль и приз выпали также на долю вывозной собаки—кофейно-пегого производителя графа Ферзена «Bang-of-the Border». Отдел легавых был сравнительно беднее; видимо эта порода, за последнее время, не пользуется большим расположением среди наших северных охотников. Легавых было всего 22 собаки; из них только три брудастых, хотя, казалось бы, именно эта разновидность, как более выносливая к холоду и сырости, должна преимущественно удовлетворять северных охотников. Подружейная охота с гончими как-то туго прививается под Петербургом, а поэтому неудивительно, что подружейных гончих у нас на выставках всегда мало. На этот раз их было выставлено всего 12, из коих лучшей, по решению судьи, был французский брудастый выжлец «Тамбур», принадлежащий Его Императорскому Высочеству Великому Князю Петру Николаевичу; «Тамбуру» присуждена большая серебряная медаль и приз. В виду сильно возрастающего расположения нашей публики к таксам следовало бы ожидать, что их на выставке будет много, а между тем, мы видели их всего только 10; такую бедность следует приписать позднему времени устройства выставки, когда большинство хороших, притравленных такс усиленно работают при весеннем уничтожении лисиц и барсуков из нор. Несомненно одним из самых интересных отделов этой выставки был отдел лаек, которых приведено 25 штук; из них большинство было удостоено наград, а независимо от этого судьей назначено за целую группу — золотая медаль и приз Императорского Общества Акклиматизации животных и растений Императорской охоте, а приз нашего Общества достался князю А. А. Ширинскому-Шихматову за его превосходную коллекцию зырянских лаек.
Отделы крупных сторожевых собак (chiens de luxe) были как всегда довольно полны (64 собаки); из них вызывали особенный интерес овчарки А. А. Половцова. Мелких сторожевых и комнатных собак было также немало (50 штук); в числе их особенно выдавались черный пудель «Лёви», принадлежащий герцогине Лейхтенбергской и фокстерьер «Джек» баронессе Мейндорф, которые получили высшую для этого отдела, награду, т. е. по большой серебряной медали.
Если выставка, устроенная в не вполне удачное время, все же привлекала такое же приблизительно количество посетителей и число экспонатов немногим уступало прежним выставкам, устроенным своевременно, если и на нашей VI очередной выставке появилось немало интересных собак, никогда ещё в Петербурге не выставляемых, то можно считать цель нашу достигнутой и можно вполне надеяться на лучший ещё успех в будущем, если окажется возможным открыть выставку в более удобное для неё время.
Другое наиболее важное предприятие Общества — это несомненно полевые состязания. К их устройству Совет приступает за последние годы без того невольного трепета и опасения относительно успеха, с которыми, к сожалению, все ещё связано устройство выставок. Здесь, с каждым годом, рельефнее высказывается целесообразность этого учреждения, все ярче обрисовывается интерес охотников к этому живому делу. Мало того несмотря на недавнее, сравнительно, начало этого, совершенно нового в России, дела — плоды забот и денежных затрат Общества на этот предмет становятся уже осязательными: лица, присутствовавшие на всех состязаниях Общества (счетом семь) несомненно подтвердят, что общий уровень представляемых ныне на испытание собак значительно выше, чем четыре года тому назад. Теперь уже вполне выяснилось, что можно и должно требовать от собак нашего севера, как в отношении природных их качеств, так и в смысле дрессировки. Сами же дрессировщики по профессии, вызванные к соревнованию поощрительными наградами Общества, стали относиться внимательнее к своим обязанностям, а многие из них, видя работу лучших собак на состязании — сами почерпнули из этого зрелища кое-что для себя полезное и затем стали значительно лучше дрессировать вверенных им молодых собак. С другой стороны, петербургские охотники, видевшие сами на состязаниях — чего может достигнуть дрессировщик, если хочет приложить к делу некоторое старание, стали уже гораздо требовательнее при сдаче им молодых собак. Профессиональным дрессировщикам с этим приходится теперь считаться и, конечно, дело рациональной натаски от такого явления много выиграло. На бывших, в августе месяце, шестом и седьмом очередном состязаниях резко замечалась выдержанность и правильная постановка громадного большинства записанных собак, — это уже большой шаг вперед.
Всего на состязания приведено было: молодых собак, идущих по первому полю — шесть, из коих сеттер «Спот», В. В. Дица, получил 1-й приз, «Дюк-Даш», сеттер Ю. Э. Янсона — 2-й приз, пойнтер «Бой», А. С. Хренова — 3-й приз, а «Ральф», В. Р. Дица —похвальный отзыв. Старых собак было записано восемь, из них получили: «Рэкс», Н. И. Хрущева (бывший Дица), 1-й приз, жёлто-пегий пойнтер, А. М. Чичагова, «Дружок» — 2-й приз, а гордон, А. А. Матова, «Каро» — 3-й приз, —четвёртая же награда судьями не присуждена.
На специальное же состязание для легавых с коротким поиском приведено было только две собаки. Судьи, не найдя возможным присудить первого приза, наградили «Милора» А. Р. Дица вторым призом, а «Дюк» А. А. Матова удостоен похвального отзыва.
Я не стану пространно описывать эти состязания, так как все подробности их известны гг. членам из охотничьей литературы и подробных отчетов судей, прочитанных на первом осеннем собрании Общества. Позволю себе только подчеркнуть один весьма отрадный факт — это постоянно и сильно возрастающее количество зрителей на состязаниях. Если мне пришлось констатировать выше, что на наших очередных собраниях, имеющих место зимою, в самом центре города, в вечернее время, когда большинство даже занятых людей могло, казалось бы, уделить обсуждению дел Общества какой-либо один или два часа,— бывает обыкновенно не более 15 членов Общества, тем приятнее мне засвидетельствовать, что па последних состязаниях присутствовало около 50 охотников, из которых большинство приехало издалека, в самое горячее для охоты время, бросив свою собственную потеху, чтобы поглядеть на работу чужих собак и, быть может, кое-чему при этом самому поучиться. Заканчивая краткий обзор деятельности Общества за минувший год, считаю долгом доложить некоторые сведения о питомнике сеттеров действительного члена Общества Н. А. Гена, находящемся под наблюдением Общества. Известно, что согласно правилам о питомнике, в свое время опубликованным, провинциальные охотники, желающие купить заглазно щенка из этого питомника, могут обращаться к посредничеству Совета Общества, который, в подобных случаях, взял на себя наблюдение за точным исполнением требований заказчиков и осмотр щенят пред их отправкой. Однако, по-видимому, гг. иногородние охотники предпочитают входить по поводу покупки собак в прямую переписку с владельцем питомника; по крайней-мере в этом году все покупки щенят из питомника совершились без посредничества Общества.
По сведениям, сообщенным Н. А. Геном, его питомник посетили с августа месяца сего года всего восемь охотников (большинство — члены Общества); в настоящее время в питомнике содержатся 2 кобеля производителя и 6 сук, в течение года родилось всего 45 щенят, из которых часть заброшена, а часть погибла от злокачественной чумы, появившейся по возвращении некоторых собак с Московской выставки. Всего уничтожено и погибло 21 щенок; уступлено безвозмездно и продано 14, а десять щенят находятся по сие время в питомнике.
Секретарь Общества Любителей Породистых Собак Е. Мюссар
Картина А.Д. Кившенко “Псовая охота”

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”
- На годичном собрании, Советом сделано было предложение об увеличении членских взносов, но таковое собранием отклонено. ↩︎
- За нахождением Казначея за границею по случаю болезни, денежный отчёт этому собранию не был представлен, а имеет быть доложен, вместе с отчетом ревизионной комиссии, в январе месяце. ↩︎