Примерное время чтения статьи 6 минуты

“Природа и Охота” 1891.6

С. Пенский

Заглавие этой статьи будет прочтено с недоверием многими охотниками. Какое, скажут они, может быть, отношение между окраской шерсти и носовыми нервами животного? Отношение это не доказывается никакими фактами и есть выдумка праздного воображения. Опыт всех охотников мира не выработал до сих пор ничего, что бы оправдывало предпочтение одной окраски собаки перед другой. Цвет шерсти есть или дело моды, или индивидуального вкуса. Легавые и гончие бывают и чёрные, и белые, и жёлтые, и пегие, и в каждом отделе найдутся особи и с хорошим, и с дурным чутьём. Главную роль в развитии ольфатических способностей животных играют практика и наследственная передача: от чутьистых родителей можно ожидать детей с хорошим чутьем; от бесчутых большею частью получится и бесчутое потомство. Цвет волоса тут ни при чем. 

Наблюдения охотников точно дают нам очень мало данных, которые оправдывали бы мое заглавие. Оно и понятно. Для изучения подобных физиологических тонкостей надо иметь и более времени, и более знаний, чем обыкновенно обладаем мы, охотники. В этом заглавии я нарочно заменил слово чутье словом обонятельные способности, потому что слово чутье есть понятие слишком общее. Хорошее чутье зависит не от одной впечатлительности ольфатических нервов, — в нём большую роль играют и психические способности: внимание, память, быстрое распознавание и группирование ощущений. Эти психические способности так дополняют и видоизменяют восприимчивость нервов, что в животном весьма трудно определить, что приписать тонкости обоняния, что отнести к умственным силам и к способности внимания. Собака, обладающая последними свойствами, часто пере­ щеголяет в поле собаку, которая отличается только сильно развитой чувствительностью носа. Увидев первую на охоте, почти каждый из нас, безразлично, признает ее более чутьистой, и в большинстве случаев будет восхвалять её обонятельные способности; про вторую же скажут: у этой собаки весьма плохой нос.1

Чтобы отделить восприимчивость от впечатлительности и судить об физиологической связи последней с другими частями организма, надо иметь под руками огромное количество наблюдений над различными группами животного царства, надо обратиться к людям, специально занимающимся подобными наблюдениями, к антропологам, зоологам и физиологам. В трудах этих ученых мы найдем несколько указаний по интересующему нас предмету. Всякий, кто занимался собаками или другими животными, знает, что у тех и других, кожа, покрытая волосами, представляет различное окрашение; под белой шерстью тело собаки бывает всегда розовое, то есть не содержит никакого пигмента; под волосами же других цветов кожа представляет всегда более или менее темную окраску, слабую под жёлтыми, более цветную под красными и коричневыми и совершенно тёмную под чёрными. Подобная же окраска встречается и на голых местах тела цветных животных, а также и на тех его частях, где сосредоточены нервные концы органов зрения, слуха и обоняния. Присутствие пигмента в глазах, ушах и носе животных играет, как оказывается, очень важную роль в воспринятии этими органами внешних впечатлений. Чёрный пигмент глаза необходим для зрения, потому что он придает силу действию света. (Бен. Тело и душа). Цветная радужная оболочка служит ширмами для сосредоточения световых лучей; сосудистая черная оболочка необходима для поглощения этих лучей (Поль Берт. Лекции зоологии). Существование и назначение пигмента в носу и в ушах также не укрылось от внимания некоторых ученых. „Доктор Вильям Огль“ (об Анозмии. Medico Chirurgical Transaction vol LUI.) говорит Бен (там же) указал на существование пигмента в полости носа, и присутствию этого пигмента он приписывает замечательную тонкость обоняния. По его словам, негры обладают замечательным чутьём, вследствие чёрного покрова их ноздрей2, альбиносы и белые животные далеко не одарены ни таким зрением, ни таким обонянием, как животные с темной окраской. 

Оправдываются ли эти исследования Огля на наших охотничьих собаках? Если рассматривать частности, то результаты окажутся во многих случаях отрицательными. Всякий из нас имел и знал собак со светлой окраской носа, которые обладали очень хорошим чутьём. Причины этому могут быть различные. Кроме пигмента, в носу животных есть еще другие приспособления для увеличения обонятельной чувствительности нервов. В наружной боковой поверхности каждой из обеих носовых полостей замечены три костяных пластинки, изогнутые в форме раковин и потому называемые раковинами. Они покрыты слизистой оболочкой и назначение их, как полагают некоторые физиологи, увеличивать обонятельную поверхность полости носа и тем усиливать самое чувство обоняния. У животных, обоняние которых развито гораздо более чем у человека, как, например, у собак на раковинах находятся еще прибавочные возвышения чрезвычайно сложного устройства. (Поль Берт Лекции Зоологии). Развитие этих возвышений у разных собак может быть различно, чем должна также обусловливаться большая или меньшая разница в силе обоняния. Кроме того, всякому известно, что и между носами людей существует значительная разница относительно количества слизистой жидкости, выделяемой носовыми железами. Влажность слизистой оболочки очень важна для правильного отправления ольфатических нервов: при сухости её, а равно и при слишком обильном отделении, способность обоняния ослабевает или даже совсем уничтожается (Нос. Монография Рунге). Весьма возможно также, что у этих выдававшихся своим чутьем особей, как я уже сказал выше, способность внимания и сила соображения заменяли довольно успешно недостаток нервной восприимчивости. 

Частные случаи не могут поэтому служить доказательством ни pro ни contra исследований Огля; при общем же взгляде на различные подразделения охотничьих собак, предположения этого ученого до некоторой степени оправдываются. Возьмем, например, породу гончих. Господствующий цвет в этой породе есть черный. Нельзя приписывать это явление единственно вкусу и фантазии охотников. Вероятно, опыт нескольких поколений (опыт, может быть, бессознательный) был причиной этого подбора. Лучшие гончие, с которыми мне приходилось охотиться, были чёрные. Имел я, впрочем, одну выжловку коричневого цвета, с весьма бледной окраской носа, которая отличалась необыкновенными достоинствами и, руководила всей стаей; по моим наблюдениям, искусство этой драгоценной суки зависело, однако же, не столько от силы чутья, сколько от опыта и соображения. Выбежит, например, заяц на песчаную дорогу и потянет этой дорогой полверсты и более, чтобы закрыть пылью свой след, большинство собак начинают нюхать песок и становятся в тупик, а опытная выжловка бросает песчаный путь и, лугом или полем, направляется вдоль дороги, сперва с одной стороны, потом обратно с другой, нападает на свежую сметку, и хитрость зайца не спасает его от смерти. Или вскочит другой заяц в средину пасущегося стада; та же опытная собака бросает след, описывает круг вокруг стада, находит место, где заяц вышел из круга, и приводит на это место всю спутавшуюся стаю. 

Перейдем теперь к отделу легавых. Из породы легавых самая распространенная чёрная собака, в настоящее время, есть сеттер-гордон. По многим причинам этот чёрный с подпалинами сеттер не годится для современных великобританских фильд-триальсов и охот, но все знатоки английских собак отдают полную справедливость тонкости его чутья. Было время — черные пойнтера и сеттера были в большом употреблении. Из последних Лявейрак особенно восхваляет собак лорда Оссюльтона, лорда Юма и Вильсон Петтена. С расширением поиска легавой собаки, в Англии, черный цвет оказался ненадобным, так как он плохо виден на дальнем расстоянии. Пошли в ход сеттера жёлто-пегие. Карьера последних из них продолжалась, однако же, недолго. Очень может быть, что причиной этой скоротечности было нелепое предпочтение, оказываемое тогдашними охотниками светлым глазам и светлоокрашенному носу, которые считались необходимой принадлежностью желто-пегого пойнтера. Примесь коричнево-пегой крови, придав более темный колорит носу, может быть тем и улучшила эту, пришедшую в упадок, породу. Желто-пегого сеттера спас Лявейрак, смешивая постоянно кровь его с кровью чёрно-пегого бельтона, у которого нос совершенно черный. В старинных ирландцах, весьма вероятно, была примесь черной крови; от них, по словам старых охотников, получались часто черные щенки. Лявейрак и некоторые другие его современники считали лучшими представителями породы тех собак, которые имели на концах красного волоса черный отлив. Нынешний ирландский сеттер есть создание современное. На первых Дублинских выставках сами ирландцы не могли прийти к соглашению на счет цвета их национальной собаки, что очевидно доказывает, что старинный тип был утрачен. В новом сеттере, вследствие же некоторого родства его с прежними, а также вследствие его тёмно-красного цвета, до сих пор сохраняется темнокоричневая окраска носа. Из этого краткого обзора можно видеть, что, в общем, исследования Огля до некоторой степени подтверждаются и на породах охотничьих собак. Весьма было бы желательно, чтобы охотники обратили на это внимание и занялись собиранием фактов, которые только своей массой могут окончательно выяснить занимающую нас задачу. 

С. Пенский. 

Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”


  1. В последних правилах для легавых собак Парижского Общества хорошим чутьем называется интеллигентное отыскивание дичи. Для охотников соединение умственных способностей с нервной восприимчивостью гораздо важней одной тонкости обоняния. ↩︎
  2. У негров психический способности менее развиты, чем у Европейцев, поэтому их чутье зависит исключительно от восприимчивости носовых нервов. ↩︎

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!