Perdix chukar, Gray.
Мензбир, Птицы России
Более распростр. названия: каменная, горная куропатка, так же красная куропатка (неправильно).
Местные названия: горная курочка (у кавказ. охотник.)
Татар.- бухарск.- кеклик. – Осет. – хур-гарк. – Груз. – какаби. – Арм. – врмну. – Персид.— кабк.
Я позволю себе привести здесь описание распространения и образа жизни каменной куропатки или горной курочки, сделанное мною ранее, и только дополню его замечаниями об охоте за этой птицей.
«Горная курочка, образ жизни которой превосходно описан г. Свиридовым, распространена во всей горной стране Кавказа, но в его северной части местами уже стала редка и только в Закавказьеобыкновенна. Будучи совершенно горною птицей, она летом часто встречается даже на высоте около 7.000 фут. н. у. м., но зимою постепенно спускается ниже и во время стужи держится в нижних поясах гор.»
«Любимое место жительства горной курочки глубокие и скалистые ущелья, кое-где поросшие мелким кустарником и горными травами, или почти обнаженные каменистая стены гор. Не только лесов, но даже высокой травы эта птица избегает, но иногда встречается притаившейся под кустиком на самой опушке леса. Поэтому в лесистой местности горные курочки живут в небольшом числе, да и то исключительно на непокрытых лесом скатах гор. Здесь, вне брачного времени, курочки держатся обыкновенно стайками от 5-6 до 40 штук, но в брачный период встречаются парами и поодиночке. Подобно другим горным куропаткам, горная курочка – превосходный бегун. Будучи ничем не потревоженной, она бежит довольно медленно, слегка вытянув вперед голову, часто останавливается, посматривает по сторонам, обегая камни и перебегая рвы. Но если ее преследуют, она бежит очень быстро, со слегка приподнятыми крыльями, перепрыгивает и перепархивает через рвы и камни, с необычайною легкостью и ловкостью проскальзывает вверх по скале и в самое короткое время исчезает. При этом курочка всегда бежит в гору или вбок по откосу и никогда вниз; если бежать вверх нельзя, в таком случаекурочка поднимается на крылья. Будучи чрезвычайно подвижною птицей, горные курочки в хорошую погоду бегают почти целый день, не только чтобы достать корму, но и просто из желания побегать; в дождливое же время они бегают только за кормом, а остальное время сидят нахохлившись.»
«Но что касается летательных способностей горной курочки, то в этом отношении она далеко уступает обыкновенным куропаткам: полет её торопливый, порывистый и не очень быстрый; летают эти птицы немного и только в крайних случаях, как, наприм., когда их захватят врасплох на совершенно открытой местности, или когда надо перебраться из одного ущелья в другое для отыскивания корма. По своей охоте курочки взлетывают молча и летят довольно медленно; но испуганные срываются сразу с шумом и улетают с криком птшии, птшии. На лету держатся врозь, невысоко над землею и всегда облетают гору, а не летят через нее; опускаясь, некоторое время парят, а едва сядут на землю, как разбегаются в разные стороны. Перелетевши на новое место, всегда опускаются на средину горы. Впрочем, курочки очень неохотно меняют раз выбранное место и, будучи вспугнуты, непременно возвращаются туда в тот же день, не позднее вечера.»
«Питаются каменные куропатки весьма разнообразным кормом: в теплое время года насекомыми, по преимуществу жуками и прямокрылыми, гусеницами, пауками, семенами и луковицами разных горных растений, ячменем, пшеницей, льном и пр.; зимою же, когда корм сокращается и птице приходится иногда очень глубоко разрывать снег, чтобы достать корм из-под него, преимущественно разными ягодами и семенами. Весною к зимнему корму прибавляются почки и молодые побеги горных кустарников.»
«Каменная куропатка очень живая и крикливая птица и издает различный крик, смотря по тому, в каком случае. При спокойном полете она иногда издает тихое дюрр-дюрр….р сидя спокойно или отыскивая корм, куропатка кричит кута-та, кута-та, сильно напоминающее кудахтанье курицы; в пасмурную погоду куропатки кричать почти целый день, в ясную – преимущественно утром и вечером. Наконец, сзывающая выводок или предупреждающая его об опасности матка сильно квохчет. В теплое время года куропатки кричат чаще, чем зимою, и так как при этом птицы, покричав, очень быстро перебегают с одного места на другое, то иногда по крику кажется, что в ущелье много этих птиц, а на самом деле их всего там штуки две-три. Не будучи напуганы, куропатки очень доверчивы и смелы, так что зимою подходят даже к саклям и гумнам горцев, но напуганные делаются очень осторожны. Во время преследования описываемая птица обнаруживает большую находчивость и сообразительность. В каменистой, изрытой ложбинами местности куропатка убегает, пользуясь всяким прикрытием, или же вдруг, на бегу, припадает к земле в каком-нибудь углублении, и когда охотник или зверь пройдет мимо, вскакивает и отбегает в противоположную сторону. Иногда целое стадо, залегши, подпускает охотника в упор, и тогда вдруг взлетает, рассыпаясь в разные стороны. Там где есть трещины и пещеры, куропатки мастерски прячутся в них, а если охотник, заметивший беглянку, станет доставать ее из неглубокой трещины рукою, то птица отчаянно обороняется клювом и ногами. Раненая, она иногда притворяется мертвой и лежит с закрытыми глазами и расхищенными крыльями, выжидая, не зазевается ли охотник, заряжая ружье или по какому другому поводу; тогда птица из всех сил вскакивает и убегает или отлетает. Говорят, что иногда куропатка вырывается таким образом из рук охотника и даже из сетки ягдташа.”
“Забравшись рано утром, до восхода солнца, в какое-нибудь глухое ущелье, где попадаются каменные куропатки,—говорит г. Свиридов, – и поместившись за высоким камнем, можно с удобством делать наблюдения над этими милыми птичками. Чуть только темное ущелье осветится первыми лучами восходящего солнца, из-под камней, расселин скал, пещер и трещин гор, по обеим сторонам ущелья, появляются (в-одиночку, по-парно или пять-шесть разом) каменные куропатки. Осмотревшись и встряхнувшись, они быстро разбегаются в разные стороны. Кажется, что они вовсе не осторожны и совершенно беззаботно бегают взад и вперед между камнями и кустарниками, но это далеко не верно; послышится ли подозрительный шорох, крик, сорвется ли камень с горы и, прыгая со скалы на скалу, покатится с глухим шумом вниз по горе; послышатся ли шаги, топот лошади, или покажется вдали пернатый хищник, – каменные куропатки уже остановились, насторожились и собрались в кучку, беспокойно оглядываясь и прислушиваясь. Миновала опасность или тревога была фальшивою, – птицы вновь разбегаются; в противном случае они стремглав бегут в противоположную от места появления врага сторону или улетают в соседнее ущелье.”
„Наевшись досыта, каменные куропатки отправляются пить к ближайшему ручью. Там, в тени высокой травы или под нависшими камнями, они сидят во время полуденного жара, встряхиваясь, ощупывая и расправляя перышки или разыскивая разных паразитов. Как только жар спадет, птицы вновь отправляются за кормом на прежнее место, или куда-нибудь по-соседству. Разыскивание корма разнообразится часто драками, до которых каменные куропатки большие охотницы. Эти птицы вообще далеко не мирного нрава; они ссорятся между собою и дерутся при всяком удобном случае, по большей части без всякого повода, а так, как говорится, зря. Такие драки, впрочем, непродолжительны. Другое дело если одно стадо забредет в район пастьбы другого, или попытается завладеть местом ночлега, – сражение немедленно возгарается; в бой вступают, наподобие древних германцев, мужья, жены и дети – и победителями по большей части остаются правые, т.-е. владельцы атакуемой местности. Отличаясь драчливостью, каменные куропатки не могут похвастать и уживчивостью: они не терпят в своем обществедругих птиц и, по рассказам туземцев, всегда прогоняют случайно попадающих в их стадо серых куропаток. В неволе каменные куропатки дерутся со всеми встречающимися им птицами, горячо преследуют воробьев, голубей, не затрудняются напасть на курицу и утку и даже, порою, своими дрязгами выводят из себя флегматичных индюков.”
„Перед заходом солнца каменные куропатки держатся обыкновенно вблизи своих мест ночлега. В это время они любят взбираться на уединенно-стоящие камни или выступы скал. Поместившись на краю скалы, они перекликаются между собою, ощупываются или просто сидят нахохлившись. Вскоре послезахода солнца они отправляются спать. Местом ночлега обыкновенно служат небольшие расселины или трещины гор, небольшие пещеры и вымоины под скалами; иногда, особенно летом, птицы располагаются на ночлег по выступам больших камней и скал.“
„Брачный период начинается у каменных куропаток очень рано. Уже в конце февраля или началемарта они начинают разбиваться на пары, при чем между самцами начинаются ожесточенные драки из-за самок. Дерутся эти птицы по-долгу и иногда до того, что один из противников остается на месте; подойти к дерущимся можно на пять шагов – и они все-таки не оставляют друг друга, пуская в дело клюв, ноги и крылья. Наконец, пары образовались и вот где-нибудь в трещине скалы, под камнем, под кустиком вереска или можжевельника самка и самец устраиваюсь гнездо, выстилая небольшое углубление травой, мхом и листьями. Яйца можно находить с марта до июля, но нормально каменная куропатка гнездится один раз в году, и вторично несет яйца, если первые почему – либо погибли. Полная кладка содержись от 8 до 12, редко до 14 яиц; вторичная кладка бывает меньше. Яйца желтоватого цвета с черными пятнышками и имеют от 1,6 до 1,5 д. в длину от 1,22 до 1,18 д. в поперечнике. Самец помогает самке в насиживании, но остается на гнезде меньше самки, так как только заменяет ее, когда она идет пить или кормиться; остальное время он остается около гнезда и оберегает самку, прогоняя холостых самцов. Самка сидит на гнезде так крепко, что иногда удается схватить ее руками. Цыплята очень скоро по выклюнутии из яиц научаются лазить по камням, бегать, прятаться и собствен-ными силами добывать корм. Сначала родители уводят их за кормом от гнезда только среди дня, но постепенно остаются с ними вне гнезда всё больше и больше и наконец возвращаются к гнезду только на ночлег. Матка очень привязана к детям и употребляешь все усилия, чтоб отвести от них охотника или другого неприятеля, тогда как цыплята мастерски прячутся и вылезают из-под прикрытия только по голосу матки или отца. Если же один из стариков погиб, тогда все заботы о выводке берет на себя другой. В случае гибели обоих родителей выводок присоединяется к другому, чем и объясняется, что иногда при двух стариках бывает до 30 цыплят. Через три месяца по выходе из яиц молодые куропатки становятся ростом со взрослую птицу и продолжают жить выводком, или же несколько выводков соединяются в большую стайку. Позднею осенью, когда снега в горах накопится очень много, так что птицам трудно станет добывать из-под него корм, а холода начнут усиливаться, куропатки постепенно спускаются ниже, но ни в это время, ни в другое они никогда не встречаются не только на равнинах, но даже и в горных долинах, а лишь переселяются из более высокого пояса гор в более низкий и обратно, смотря по времени года“
Что касается охоты за горными куропатками, то, без сомнения, это одна из наиболее трудных, так как охотнику приходится лазить по кручам и осыпям, пробираться едва проходимыми ущельями,испытывать голод и жажду и в добавок рисковать оборваться с утеса или наткнуться на медведя, а то и пантеру. К тому же стрелять приходится на бегу или в лет, часто в очень неудобном положении, а потому как же не дорожить такой дичью? Практические советы относительно охоты за описываемой птицей мы приведем словами г. Свиридова.
„Самые лучшие месяцы для охоты за ними август, сентябрь и в особенности октябрь. В это время куропатки очень жирны, попадаются значительными стайками, ленивые на подъем и подпускают довольно близко охотника. В это время и солнце не так печет и воды больше в горах. Лучшая пора для охоты – с раннего утра до 2 часов дня и затем от 4 до 7 вечера. В пасмурный, дождливый и в особенности ветреный день охота бывает особенно удачна. Тогда гораздо легче находить куропаток, потому что оникричат. целый день. Ветер, шумя по ущельям, заглушает звук шагов и падающих камней и дает возможность подойти ближе к птицам,. которые в такое время чаще и дольше сидят на месте.”
„Охотясь в первый раз в новой местности, лучше отправляться на охоту верхом с двумя проводниками, с тем чтобы подле места охоты спешиться и отправить лошадей вперед, в условленное место. Последнее тем удобнее, что на такой охоте стрелок заходит иногда, очень далеко от жилья. По окончании охоты утомленному и нагруженному добычею стрелку тяжело возвращаться пешком. Обратные переходы ущелий и гор очень утомительны, уже не говоря о том, что при быстро наступающей темноте легко заблудиться пешком. Горные же лошади знают отлично местность и никогда не собьются с пути.”
„На такой охоте нужно быть легко одетым, чтобы удобнее было ходить, но при себе нужно иметь что-нибудь теплое (осенью и весною), потому что в обратный путь по большей части приходится возвращаться почти мокрым или по крайней мере сильно разгоряченным, а при таком состоянии внезапный ветер в ущелье, или на горе прохватит до костей и пожалуй наградить основательной простудой. Помимо съестных припасов не мешает брать с собою мятных или валериановых капель: очень часто в ущельях встречается вода, прозрачная, холодная, но насыщенная некоторыми минеральными солями, очень вредно действующими на желудок. В таком случае вино не поможет, да оно скоро и выпивается. Каменных куропаток редко когда приходится стрелять близко: minimum расстояния – пятьдесят, шестьдесят шагов, поэтому лучше всего стрелять их вальдшнепинником, а зимою даже мелким утинником.”
„Следует ли брать на охоту собаку? На счет этого существует два противоположных мнения: одни охотники говорят- да, другие – и я в том числе – нет. Разумеется собака доставляет некоторые удобства охотнику: она раньше его узнает по следам присутствие куропаток, догонит раненую (не всегда впрочем), достанет убитую. Но и неудобств с ней не мало – каменные куропатки боятся собак (в особенности сеттеров) и стойку редко выдерживают, а напротив, завидя собаку, удирают во всю мочь; если собака горяча, то она разгонит всех куропаток ранее, чем подойдет охотник, которому труднее лазить по горам. Очень часто собака, горячо преследуя каменных куропаток, обрывается в пропасти и разбивается о камни. Многие собаки не выдерживают долгого лазанья по горам, скоро устают и тогда только мешают охотнику. Я охотился постоянно без собаки, часто добывал по пятнадцати, двадцати куропаток в день и за весьма немногими исключениями редко когда нуждался в помощи собаки. Впрочем, это дело вкуса и привычки. Некоторые охотники, например, не могут стрелять бекасов и дупелей без собак, а в Закавказье это сплошь и рядом делается многими охотниками. Охотясь за каменными куропатками, необходимо идти посрединесклона гор; если охотник идет по дну ущелья, то ему приходится постоянно высоко держать голову; спасаясь от охотника, птицы по большей части бегут вверх, к вершинам гор, так что за ними нужно высоко лезть. Если же охотник идет по вершине хребта, то птицы раньше видят его, чем он их, и быстро убегают вниз незамеченными, если же ему и удастся заметить стадо, то подойти к нему близко все-таки будет очень трудно: как бы тихо ни ступал охотник, мелкие камешки все-таки выскальзывают из-под ног и, катясь с шумом вниз, пугают птиц; при первой же попытке приблизиться стадо бросится врассыпную и, пробежав немного, пролетит вниз, чуть не касаясь крыльями земли; в этом случае промах весьма вероятен. Между тем как огибая гору посредине легче рассматривать большое пространство, удобнее и быстрее подняться выше или спуститься вниз. Лучше всего подкрадываться к каменной куропатке в то время, когда она кричит, и стоять тихо когда она замолчит. Она обыкновенно кричит несколько секунд, иногда до 2 минут, затем следует мол- чаше довольно короткое, потом опять крик. На стоящего тихо охотника птицы обращают мало внимания.”
„Подкрадываться всего лучше против ветра, – каменные куропатки имеют отличный слух и поспешат заранее убраться, заслыша, но не видя человека“.
Кроме русских, за каменными куропатками охотятся главным образом горцы, и то не все, а только мусульмане-татары и изредка курды. Кроме того, татары и армяне очень любят держать каменных куропаток дома в качестве ручных птиц и петушков в качестве бойцовых. Пойманные взрослыми куропатки или убегают, или погибают, но ни в каком случае не приручаются. Напротив, цыплята, выведенные из яиц, которые были подложены под курицу, вырастая, становятся совершенно ручными и бегают около дома вместе с другой домашней птицей.
Наконец, кавказские туземцы любят охотиться за каменными куропатками с соколами и ястребами.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”