Примерное время чтения статьи 6 минуты

В чем состоит ток бекасов, можно оказать в двух словах. Вскоре после прилета, едва через несколько дней, в то время,, когда бекасиные самки, обсидевшись с прилета, начинают чувствовать половое возбуждение, самцы-бекасы пускаются в воздушные игры, имеющие своей целью, вероятно, обратить на них внимание самок. Для этого самец взлетает над болотом, делает различные воздушные эволюции и, наконец, услыхавши призывный звук самки, стрелою спускается к ней… После этого он опять принимается играть или токовать. Сначала игры бывают только по вечерним и утренним зорям; потом, когда весна установится и в, птицах сильно разыграется половое стремленье, игры бывают ц утром, и вечером, и не токует бекас только за полночь; к концу тока, т.-е. в средних губ. во второй половине мая, игры начинают ослабевать и бекасы токуют опять только зорями; наконец, в июне, обыкновенно во второй половине, игры прекращаются совсем. 

Среди охотников и до сих пор отчасти распространено мнение, будто бекасы и токуют, и разбиваются на пары. Очевидно, что лица, защищающие это мнение, имеют весьма смутное представление о том, что такое ток: самцы спаривающихся птиц не токуют, токуют только самцы так называемых полигамов, не разделяющие с самками забот о выводе детей. Сюда же принадлежишь и бекас. Первый высказал у нас это мнение М. Н. Богданов: „На основании тщательных наблюдений, – говорит он, – я с полным правом могу утверждать, что бекасы вовсе не разбиваются на пары., как это предполагали Аксаков и др.; витье гнезда, высиживанье яиц и воспитание молодых лежит на одной самке. Следовательно, весеннее летанье бекасов над болотами (игра, как ее называют охотники) есть тот же ток, как у дупелей, вальдшнепов и прочее.“1. Годом позднее, но совершенно самостоятельно высказался в том же духе г. Дмитрий В-ский2. Своими собственными наблюдениями я могу только подтвердить сказанное.Особенность бекасиного тока стоит в связи с малой общественностью этой птицы. Здесь нет ничего похожего на дупелиный ток: каждая птица токует особняком и одному самцу нет решительно никакого дела до других, токующих тут же. Он видит притаившуюся самку и ждет только известного звука, который покажет ему, что его ухаживанье не останется невознагражденным. Отбился самец каким-либо образом от известного участка, – токовать не перестанет, а только переменит одну самку на другую. Как я уже сказал, нормально ошибок у бекасов не бывает. Иногда, невзначай налетевши друг на друга, самцы вступают в битву, которая кончается бегством одного из них, но это явление редкое и даже случайное. Иногда самец, увидевши поднявшуюся самку, бросается вслед за ней и обыкновенно оба падают вместе, но и это наблюдается не часто. Общая картина тока весьма и весьма однообразна и, выбравши любой день, можно ознакомиться с бекасиным током со всех сторон. Конечно, день надо выбирать не из раннего и не из позднего периода тока, а из средины, когда ток в самом разгаре, напр., в конце апреля. Весна стала… Прилетевшие бекасы уже давно обсиделись; в местах неугодных их не встретить: они перебрались туда, где будут гнездиться их самки, где первое время по выводе будут держаться их молоди, т.-е. по преимуществу в болота около лесов и больших кустов. 

В теплый весенний вечер, перед заходом солнца, самец- бекас забирается высоко над землею и вслед затем до вас долетает из голубой выси его громкое, гармоничное блеянье. Сначала раздается одно, другое, потом к ним присоединяется еще и еще,и чем ниже спускается солнце, чем темнее становится синева неба, тем чаще и чаще слышатся эти звуки. Перед тем, как солнцу скрыться, над болотом кружится целый рой долгоносых и блеянье барашков раздается отовсюду…В последний раз заходящее солнце метнуло своими лучами по небосклону и вспыхнул запад, загорелись далекие пригорки, заалели вершины леса. На нисколько минут все погружено в волны розового света, но вот поблекнул небосклон, потемнели леса и медленно, точно подкрадываясь, начала всползать ночь над землею. Потонули в голубоватом сумраке далекие окрестности, заклубился туман по лесной вершине, но весенняя ночь сказывается с первых же шагов её и прозрачный теплый воздух, полусумрак – все превращает ночь в вечер, вечер дышащий жизнью, полный движения и звуков. Дневного шума нет. Уж не стоит над землею тот неопределенный, таинственный шепот, который называется „весенним шумом“. Уже не несутся над ней неизвестные, откуда-то из недосягаемой выси идущие звуки… Они улеглись. Из общего хора выделились только звуки земли: голоса птиц, журчанье ручьев, да неопределенные звуки, издаваемые отходящею почвой… Никогда токованье бекасов не бывает так сильно, как в это время. Вот срывается один с кочки и винтом поднимается выше и выше; далеко от земли раздалось его блеянье; прошло мгновенье и вы видите: бекас уже несется над болотом, выкрикивая свое обычное „так-так-так-так“. Другой окончательно увлекся играми и его блеянье слышится поминутно; то забирается он в высь, исчезая из глаз в ночном сумраке, то стрелой рассекает воздух, как бы падает из-под облаков, опять поднимается, то раздается его „так-так-так“, то блеянье… и только. Драк, столкновений нет. Каждая птица токует особняком, но это – ток, это – игры самцов, дожидающихся призывного крика самок. Представьте себе вместо вечера и ночи утреннюю зорю, полдень, – картина будет все та же, но с тою разницею, что число токующих бекасов будет меньше. 

У бекасов есть одна общая с дупелями черта по отношению к токованью. Это то, что пролетные бекасы не токуют, а токуют только прилетные, гнездовия. Очевидно, что бекас, как птица при­ летающая очень рано и притом токующая таким оригинальным образом, какой описан, в силу весьма многих условий не может токовать на пролете: высыпки пролетных бывают весьма непродолжительны (каждая сама по себе), места остановок разно­ образны, но неугодны, неудобны для стоянок и пр. Отсюда сам собою встает перед охотником крайний вред от охоты за бекасами на весенних высыпках: пролетных бекасов почти никогда не удается захватить, т. к. они если и продержатся где-либо некоторое время, то по преимуществу в местах неудобных, куда и не добраться; в местах же более удобных держатся высыпки местовых бекасов, которые ждут здесь, пока вода спадет настолько, что можно будет перебраться в свои родные угодья, где начнется ток и где будут выводить детей самки. Таким образом, распугивая высыпки, прямо лишаешь себя летней охоты. 

Возвращаюсь к токованью бекаса. Полет токующего бекаса весьма смел и разнообразен по преобладанию тех или других движений, но, выражая схематично, его можно представить в таком виде. С быстротою молнии срывается бекас с своего места и несколько мгновений несется вверх, слегка вкось; затем он винтом поднимается кверху и в теплую, тихую погоду забирается так высоко, что даже в полдень невооруженным глазом заметить его нет никакой возможности. На такой высоте бекас начинает описывать круги, но потом, расширив крылья и не шевеля ими, с страшною силой бросается вниз, описывая дугу, волнами. Пройдет секунда и опять птица ввинчивается в небо и опять стремительно бросается книзу, продолжая подобные игры до тех пор, пока не услышит нежного „ссть-ссть“ притаившейся на земле самки. Тогда самец камнем падает к ней. Иногда, наигравшись, но не слыша зова самки, бекас-самец бросается вниз и на несколько секунд присаживается где случится: на кочке, на сучке дерева, на голой земле; потом опять срывается и т. д. 

Что токование бекаса сопровождается известными звуками, это все знают; но что многие до сих пор незнакомы с истинным происхождением этих звуков, это тоже не менее известно. Следя за токующим бекасом, наблюдатель слышит два совершенно ясно различимые звука: первый из них резкий, сильный, наподобие слогов „так-так-так-так“. Эти звуки птица издаешь гортанью, проносясь над поляной или забираясь кверху; издает их и до начала настоящего токованья, сидя где-либо на земле. Другие звуки передать слогами очень трудно: это т. назыв. блеянье, звуки действительно напоминающие блеянье молодого барашка, откуда и бекаса в простонародья зовут диким, лесным или просто барашком. Чтобы дать понятие о силе, с которой они раздаются, достаточно сказать, что совершенно ясно их можно слышать шагов за 1000. Слогами можно несколько (впрочем, с известной долей воображения) подражать блеянью бекаса, произнося очень быстро „бге-е-г-е-е“3

В Германии набралась даже маленькая литература по предмету „блеянья“ бекаса. Объяснить происхождение блеянья пытались орнитологи, начиная с Науманна, и среди них находятся такие имена, как Альтум, Борггреве, Гомейер, Йекель и др. Нам, конечно, нет на­добности останавливаться на разборе всех высказанных по этому поводу мнений в хронологическом порядке. Совершенно достаточно сказать, что все орнитологи издавна признали, что происхождение блеянья надо искать не в голосовых звуках, а в колебании перьев,— но каких? Здесь-то и разошлись мнения: в то время как одни признавали, что блеянье происходит от колебания кончиков маховых, другие приписывали его рулевым. В настоящее время известным шведским орнитологом Мевесом вопрос разрешен в том смысле, что блеянье барашка обусловливается колебанием рулевых. 

Мевес поставил вопрос совершенно верно и разрешил его строго научно. Он прикреплял одно из крайних рулевых перьев бекаса к тонкому пруту и приводя его в движение, подобное тому, какое может быть произведено токующим бекасом (резкое волнообразное), получил звук, весьма близкий к блеянью бекаса. Тот же опыт с одним из маховых перьев не дал никакого результата. Кроме того, Мевес произвел опыт с рулевым пером одной из азиатских форм, именно лесного дупеля, о котором речь ниже. Опыт вполне удался: звук, происшедший от колебания рулевого пера лесного дупеля, приближался к тому, о котором говорит Дыбовский, и вместе с тем весьма сильно разнился от блеяния барашка. 

Последующая часть Предыдущая часть

Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”

  1. Птицы и звери Поволжья, стр. 139. ↩︎
  2. „Есть предположение, что бекасы разбиваются на пары… Я против него. Едва ли можно сомневаться, что они, как и дупеля, токуют и не принимают никакого участия в высиживании детей. Вообще, птицы спариваются далеко раньше кладки яиц, и это первое; а во-вторых, спарившийся самец держится неотступно самки и не пойдет от неё на манку. Если все виды тетеревей не спариваются, виды уток и куликов разбиваются на пары, то едва ли можно допустить, чтобы птицы одного характера, образа жизни, нрава и даже наружного вида – и токовали, и спаривались“ („Ж. О. и К.” 1872, 147).  ↩︎
  3. Немецкие орнитологи думают передать блеянье бекаса, повторяя очень часто слоги «дудуду….» По-моему, это подражание очень неудачно.  ↩︎

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!