МЕНЗБИР, ПТИЦЫ РОССИИ, Т. I
Вальдшнеп. Ареал распространения. Местные названия.
МЕСТНЫЕ названия: боровой, берёзовый кулик (по Далю, где?); ратай, долгоносый виклюк (Олонецк. губ.); ольшняк, вальшня (Петербургск. губ.); слука, вальшней (Гдовск. у.); курпист (Ямбург. у.); лесной кулик (Борович. у.); шабашка (Тагильск. и Богосл. Ур.); арся-углевоз (Павда); пахарь, пахаарек (Екатеринбур. и Пермск. Уу.); хорпуша хурпун (там же); хурпун, хуркун (Полев. зав.); сломка, слонка (Киевск. и Волын. губ.); валешник, сливка, хаква (Харьковск. губ]; кряхтун (в Сибири).
Польск. – slaka, slomka, slonka. – Жмудск. – slonkas . – Молдав. – сытарь. – Эст. – korpits. – Латш. – slohka. – Фин. – lehtokurppa.
Татарск. – чульди. – Кавк.-тат. — гэвэлэ. – башк. – хурьпасык. – Черем. – вителе, вителе-игиже, – Вотяцк. – тилитуит. – Остяцк. (р. Кеть) – кави.
Принадлежа к числу чисто охотничьих птиц и не играя никакой роли, как предмет промысла, вальдшнеп приобрел себе такую громкую известность в кругу охотников и не-охотников, что только немногие птицы могут поспорить с ним в этом отношении. Причина этого с одной стороны лежит в том, что самая охота за ним, являясь действительно охотою, а не добыванием, не промыслом, представляет лучшую мерку для испытания всякого, кто имеет притязание считаться стрелком, с другой – вальдшнеп имеет чрезвычайно широкое распространение и в то или другое время года встречается в большей части страны.
По существу, вальдшнеп – один из лучших представителей фауны леса, и если в известное время года он и не придерживается лесной чаши и тем самым как бы изменяет своим нравам, то это обясняется, как увидим ниже, влиянием внешних условий. Во время же брачной жизни, вывода детей и линьки, вальдшнеп исключительно держится если не в тихом, то во всяком случае к большом, старом лесе. Ему нужен в это время чистый или смешанный бор, изрезанный широкими просеками, поросшими побегами ольхи, с болотными низами, на которых разросся лозник, ольха, береза и осина, и только спустя долгое время он покидает это убежище и переселяется в меньшую чащу.
Северная граница распространения вальдшнепа идеть приблизительно по 650 с. ш. в Финляндии и доходит, не понижаясь, до Архангельска, где вальдшнеп обыкновенен. Далее на восток граница распространения этой птицы направляется к Уралу, постепенно спускаясь, вероятно, к 620 с. ш., так как под 600 на Урале вальдшнеп еще многочисленен. К югу от этой границы вальдшнеп гнездится во всей северной и средней России и так далеко к югу, как это ему позволяет распространение лесов. Некоторые подробности относительно распространения вальдшнепа в южной половине России здесь будут не лишними.
В Уфимской губ. вальдшнеп обыкновенен на гнездовье во всех лесах, как в равнинах, так и на горах. Но в Оренбургской он уже не спускается на гнездовье до р. Урала, и ближайшие к Оренбургу гнездовые места этой птицы находятся в лесах по Ику и верхней Сакмаре, затем в лесах за Общим Сыртом около верхнего течения Самары. В лесах Симбирской губ. вальдшнеп еще нередок, на юге же отсюда, по долине Волги не переходить за широту Вольска по лесам перевалов Волги и Терешки, Терешки и Медведицы. Гнездится ли вальдшнеп в западной части Саратовской и южной Тамбовской губ., неизвестно, но в Воронежской несомненно гнездится, по крайней мере, в северных уездах. В западной части Харьковской губ. вальдшнеп гнездится, и даже не особенно редок. Далее на запад это гнездящаяся птица как Черниговской, так Киевской, Волынской, Подольской (?) и Бессарабской губ. К югу от этой широко намеченной границы, в степной и полупустынной полосе, вальдшнеп является исключительно пролетной птицей, опять появляясь на гнездовье в Крыму и на Кавказе.
Относительно гнездованья вальдшнепа в Крыму в настоящее время почти нет сомнения. К. (Э. Кесслер слышал, что вальдшнеп был убит 6 июля 1880 г. в Дубках близ Симферополя, и что гнездо этой птицы однажды было найдено в Саблах на р. Альме. По словам Шатилова, гнездится в Крымских горах, и Видгальм, в свою очередь, называет вальдшнепа оседлой птицей лесистых гор полуострова. Однако, без сомнения, вальдшнеп гораздо многочисленнее в Крыму на пролете и зимою (на южном берегу).
Гнездованье вальдшнепа на Кавказе в настоящее время не подлежит сомнению. В свое время еще Нордманн сообщил, что вальдшнеп гнездится на восточном берегу Черного моря, в Мингрелии и Абхазии. Виноградов нашел вальдшнепа гнездящимся в чернолесье нагорной полосы северо-западного Кавказа. Позднее Радде указал, что вальдшнеп гнездится на высоте от 3000′ до 4.000′ н. у. м. в лесах Боржома и Белого ключа и, в меньшем количестве, в Талышских лесах. Вильконский называет вальдшнепа оседлой птицей Аджарии и Гурии, где он гнездится в полосе ели, спускаясь отсюда с наступлением холодов в низменности. Наконец, что касается северного Кавказа, то за последнее время уже многие исследователи сообщили весьма определенные сведения о гнездовании здесь вальдшнепа не только в горах на высоте от 3000′ до 6.000′ н. у. м., но даже в низменности, наприм., в казенном лесу в трех верстах от Ставрополя. Зимою на Кавказе вальдшнеп встречается во множестве, по преимуществу, в низменностях.
Весна.
Пролет и прилет Вальдшнепа.
Весенние высыпки вальдшнепа.
Тяга вальдшнепа.
Итак, как выше сказано, вальдшнеп – чисто лесная птица, не отличающаяся прихотливостью в выборе местности, но, во всяком случае, нуждающаяся в тенистом, старом лесе. Лес составляет ее коренное местопребывание; здесь она размножается, линяет и живет до того времени, когда понижение температуры вместе с недостатком пищи заставить ее переселиться на юг, и только во время таких переселений, т.-е. весеннего и осеннего пролета, вальдшнеп занимает места, несколько отличающиеся по своему характеру от его обыкновенного обиталища. Дальше мы подробнее разберем, какие это места и чем обусловливается пребывание в них пролетных вальдшнепов, теперь же заметим, что в них останавливаются именно пролетные, а не местные птицы. Последние, прибывши на родину, прямо занимают места своего гнездовья, чуть не с первой минуты своего возвращения начиная заботиться о скором времени гнездовия и вывода детей; пролетные напротив: им нужно такое место, где были бы наиболее подходящие условия температуры и пищи, где бы они могли отдохнуть с дороги и скорее лететь далее на свою родину. Позднее, когда весна окончательно установится, пролетные вальдшнепы, также как и местные, забираются в темные, старые леса, нормальное их местопребывание, но виною этому пробудившееся половое стремление, не удовлетворить которому не в воле птицы. Этим и обясняется, что пролетные вальдшнепы, при благоприятном состоянии температуры и зависящих от нее условий, тянуть, другими словами – токуют, всюду, где позволяет местность. Этим же обясняется и то, что продолжительность тяги различна в разных местностях, но зависит это не от того, что тяга прекращается в одном месте раньше, в другом – позднее, а только от времени прибытия птицы.
Последнее в северных и южных губерниях весьма различно, и приблизительно время появления вальдшнепов на юге и таковое в среднерусских губерниях отстоят друг от друга, по крайней мере, недели на две. Так, под Вятку вальдшнепы прилетают большею частью в первой половине апреля; под Москвою появляются в начале этого месяца (Самый ранний прилет 23 марта, самый поздний – 10 апреля.); в Харьковской губ. в небольшом количестве пролетают около середины марта, валовой пролет бывает около начала или середины последней трети марта и реже в первых числах апреля. Однако, не должно думать, что и вальдшнепы, которые появляются на прилете большими массами, нередко в несколько десятков штук, суть первые прилетевшие к нам особи. Передовые, как бы авангард, появляются гораздо раньше, но в таком незначительном количестве, что только страстный охотник может заметить их прилет, таскаясь по тающему снегу, где поминутно нога опускается в рыхлую массу выше колена. Обыкновенно это бывает в то время, когда весна окончательно вступает в свои права, засинеет небо, польются на застывшую землю лучи яркого весеннего солнца и по откосам и пригоркам покажутся черные проталины. В средних губерниях это случается около 25 марта, иногда раньше, сейчас после 20, иногда, наоборот, прилет замедляется и вальдшнепы прилетают только около 1 апреля, на юге – около середины первой трети марта, на севере – в первой половине апреля.
Но вообще это время появления первых вальдшнепов не может быть определено с большою точностью. С одной стороны, как сказано, первые прилетевшие птицы очень немногочисленны и их трудно уследить, с другой – колебания температуры весною настолько резки, что время прилета первых или передовых вальдшнепов в одной и той же местности подвержено большим изменениям. Но вообще можно сказать, что первые особи их начинают появляться еще в то время, когда земля только что начала оголяться и сбрасывать тяжелую пелену занастевшего снега. И то это бывает только на склонах оврагов, обращенных к югу, по пригоркам, откосам и тому подобным местам; в лесу же в это время снега, как говорится, непочатый край. Поля уже давно покрылись черными пятнами, высоко в воздухе рассыпался над ними трелями жаворонок, а в лесу, особенно смешанном или хвойном, лежит еще сплошная масса отвердевшего снега и только около деревьев снег начал осаживаться сильнее, образуя кругом пней ямы (Однако, надо заметить, что в лесах с большим подседом, где теплота тоже развивается очень рано, первые вальдшнепы встречаются нередко.). Но, несмотря на подобное состояние местности, первые вальдшнепы прилетают именно т. это время. Прибывают они к нам, как и обыкновенно, ночью, с тою только разницею, что первые их особи появляются поодиночке, в разбивку, и редко парами, как то бывает позднее.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”