“Природа и Охота” 1894
Отчет начинается восторженным описанием здания, где посещалась выставка, декораций и помещений собак, а также и некоторых распорядителей, принимавших участие в устройстве выставки: затем идет описание экспертизы и собак.
„Английские породы, говорит судья, в особенности борзые и пойнтера, были первоклассные; в классе сеттеров было много хороших экземпляров. Большая часть этих собак происходят от отцов, купленных в Англии, и выращены в России.
Английская система экспертизы была принята с самого начала. Прежде судьи осматривали каждую собаку порознь, критиковали ее, измеривали, спрашивали имя её хозяина и задавали провожатому разные вопросы; мы же собираем всех собак экспортируемой породы вместе, ставим их в одну линию, выбираем лучших, не зная ни их владельцев, ни их происхождения. Эта манера создает больше интереса и будет принята на будущих выставках Москвы“.
Говоря это, англичанин, мне кажется, ошибается. Русские судьи никогда не имели и едва ли когда будут иметь для экспертизы такое огромное пространство, какое было отведено им в нынешнем году. Помещения были небольшие, нельзя было собрать в одну кучу всех экспортируемых псов, поэтому и приводили собак парами или по одиночке. Выбрав лучших, судьи собирали их вместе, прогуливали их и заставляли их бегать, на сколько позволяло отведенное пространство. Не знаю, как поступали другие, но, когда мне приходилось быть судьей, я не обращал никакого внимания ни на владельца собаки, ни на её педигри. Другое дело, когда у меня спрашивали совета, можно ли от такого-то пса вести породу, я всегда ставил на вид его генеалогию.
„Из охотничьих пород, продолжает судья, пойнтера были разделены на четыре отдела, два отдела для кобелей и два отдела для сук; два отдела для взрослых собак и два — для собак имеющих менее 2-х лет (класс подростков, puppy class)1. Всех псов было 73: 36 пойнтеров кобелей старше 2-х лет, 15 пойнтеров кобелей моложе 2-х л., 12 пойнтеров сук старше 2-х л., 10 пойнтеров сук моложе 2-х лет. Мы имели право раздавать золотые, большие и малые серебряные и бронзовые медали не ограничено, но потребовали, чтобы награжденные псы были поставлены по порядку, смотря по их достоинствам.
Доказательством тому, как хороши были пойнтера, служит то, что только полдюжины из них не получили никаких наград, шесть были награждены золотыми, семь большими серебряными, пять малыми серебряными, четыре бронзовыми медалями и пять получили почетные отзывы. Лучший кобель был Бова-Королевич, принадлежащий г-ну Шпортунову, сын Люк-оф-Руссиа и Славы, родился в 1894 г. Этот коричнево-пегий кобель имеет все качества: большой рост, отличные кости, мускулы, прекрасные плечи, голова, ноги, лапы и стиль. Он же получил и жетон, назначенный лучшему пойнтеру выставки. Второй — Дик, г. Мамонтова, сын Тома I-го и Бены, рожденный в 1895 г., также собака с любимыми качествами, с прекрасной головой, красивыми движениями и стилем. Третий — Том г-на Орлова, замечательно красивый, желто-пегий пес, с сильными ногами, с умной и хорошей формы головой, но с короткой шеей. Четвертый, Спорт (педигри неизвестна), также желто-пегий, с красивой головой, хорошими ногами и отличной колодкой. Пятый — красивый пес Шок, принадлежит г-ну Ватсону и происходит от Девоншир-Неро, т.-е. от лучшей английской крови. У него прекрасные ноги и он хороший ходок, но немного жидковат и задние коленки в опрямь. Эта собака была и вероятно будет хорошим победителем на испытаниях; она получила 1-й приз на фильд-трейяльсах в 1897 году, а также призы Пигота и Штеккера лучшему пойнтеру или сеттеру полевых испытаний. Г-н Штеккер, владелец Люк-оф-Руссиа, получившего большую серебряную медаль, имеет в нем отличного производителя (stud dog). От него произошел Бова-Королевич, 1-я золотая медаль, и Стоп, принадлежащий г-ну Столярову, победитель на полевых испытаниях 1896 и 1897 годов, а также много других хороших псов. Люк-оф-Руссиа хорошее приобретение для страны, для ведения породы.
В отделе собак, имеющих менее 2-х лет, было 15 псов. Даны были: одна золотая медаль, две больших серебряных, две малых серебряных, две бронзовых и три почетных отзыва. Золотая медаль была присуждена очень хорошо выглядящей и прекрасно окрашенной собаке Форд, сын Тома I и Бены, принадлежащей г-ну Мамонтову. Большие серебряные медали были присуждены Рексу, сыну Спорта I и Леды (ему же большая серебряная медаль Общества Александра II), и Билль-Педу, сыну Тотнесс-Планет и Ренты. Обе последние собаки лимонно-пегие и псы полезные.
Сук пойнтеров свыше 2-х лет было двенадцать, моложе 2-х лет десять. Из первых, первую золотую медаль получила Сафо, дочь Санчо и Трильби, принадлежащая г-yу Ромейко, а вторую — Юно г-на Кейзера, дочь Сэр Дональда и Коры. Сафо отлично окрашенная, коричнево-пегая собака, с великолепными плечами, окороками, головой и ногами; Юно прекрасных качеств и характера, с отличными плечами и костями. Из сук менее 2-х лет — золотую медаль приобрела хорошенькая, коричнево-пегая собака Дина, дочь Бокса и Юно, принадлежащая г-ну Боровскому. Сука эта выдвигается из всех других формами своего тела, редкими качествами головы и шеи, капитальными окороками и ногами и красивой коричнево-пегой окраской; очень хорошенькая сука. Затем большую серебряную медаль получили пара лимонно-пегих сук Кора и Пулька, принадлежащих г-ну К. де-Бионкур, многообещающему русскому спортсмену, директору охотничьего клуба.
Сеттера, так же как и пойнтера, были разделены на 4 отдела.
Английских сеттеров кобелей, имеющих более 2-х лет, было восемь. Первый приз (золотую медаль) получил Спот, рожденный от Кристана и Джуно, принадлежащий г-ну Дицу, победитель на фильдтрейяльсах в 1895 году; ему же присуждена и золотая медаль Общества императора Александра II. Он победил довольно легко, имея прекрасный стиль, красивые движения, обладая притом хорошим телом, хорошими членами, широкими костями и сеттериным характером. Его голова хуже всего остального, морда у него немного худая. Второй, получивший большую серебряную медаль, был Роджер, сын Рока II и Джуно, также принадлежащий г-ну Дицу, и также победитель на полевых испытаниях, получивший Великокняжеский приз в 1897 г. и приз Общества в 1896 г., а также золотую медаль Общества императора Александра II. Так это и должно было бы быть, и я очень доволен, что выставочные награды получили фильдтрейяльсовския собаки. Роджер — Ливелиновскаго типа и вероятно происходит от его собак; отлично одет, имеет прекрасные члены и колодку. Голова у него нехороша, и портит ее еще пятно на одном ухе. Третью награду, большую серебряную медаль, получил граф Уваров за своего плоскоголового пса (plain headet dog) Боя. Бой имеет хорошее тело, хорошо одет, владеет прелестными ногами и лапами и прекрасной колодкой; голова и уши нехороши (in plain). Затем идет опять Диц с Томом, также фильдтрейяльсовским артистом.
Сеттера менее 2-х лет были не так хороши, ни один не заслужил золотой медали. Большую серебряную приобрел Сэм, из Императорского Кеннеля, веселенькая собачка с первоклассными движениями и стилем, но уши у неё повешены слишком высоко и она дурно одета.
Сук старше 2-х лет было восемь. Первую золотую медаль получила Тальма гр. Уварова, дочь Блю-Даша 2-го и Принцессы, рожденная в 1894 году, густо окрашенный сеттер, с отличным телом, общим складом и движениями, но голова у него нехороша, как у большинства здешних английских сеттеров. Сука эта была лучшая в своем отделе и ей дана была награда Великого Князя Сергия Александровича, назначенная лучшему английскому сеттеру выставки. Вторая золотая медаль присуждена Кармен, рожденной от Боба и Мабель, принадлежащей г-ну Пузенкову, густо окрашенному бельтону. Сука эта дурно одета и уши её грубоваты, но имеет отличное тело и члены. Затем идет Юно г-на Дица, которая участвовала на полевых испытаниях в 1897 г. Это хорошенькая, маленькая сучка, голова её черная с подпалинами, по острорылая и немного узкая; собака—полная жизни и деятельности и вероятно полезная в поле.
Сук, имеющих менее двух лет, было три. Большая серебряная присуждена Коре, гр. Уварова, дочери Боба и Принцесс-Фрина. Кора хороший ходок, но имеет дурную голову и уши повешены слишком высоко. Малую серебряную получила Мисс Ерин, г-на Аспергера, сучка хорошо окрашенная, с хорошей головой и ушами, но слишком узкая в спине (straight in the back).
Ирландских сеттеров кобелей, всех возрастов, было восемь; получили три золотых медали, одну большую серебряную и две малых. Первую золотую медаль получил Пеговский Гленкар, рожденный в 1888 году, от Мюсбери и Авока, по вероятию выращенный г. Хоукесом, известным фильдтрейяльсовским заводчиком. Это собака правильного типа, рожденная давно и на ней чувствуется рука времени. Несмотря; на это, она вышла победителем, будучи во всем хорошей; ей же дан юбилейный жетон, как лучшему сеттеру (исключая английских) выставки. Пегов же получил и вторую золотую медаль за Шифа, сына Гленкара; а Шевалдышев третью, за сына же Гленкара, Денди Гленкар, так что старый пес оставил свою печать на своих детях. Большую серебряную медаль получил Динн Соусама. Собака немного коротковата, но выглядит хорошо, с глубокой подпругой, капитальной одеждой, качествами шерсти и сильными костями; немного плоха характером, головой и выражением.
Ирландских сеттеров сук, разных возрастов, было шесть. Две золотых медали; первая присуждена очень типичной собаке Кэт, г-на Хренова, дочери Гленкара и Керри; Кэт хорошего роста и характера, с приятными движениями, хорошо окрашенная, но плосковатые уши и зад не совсем хороши. Вторую — получила Кэт г. Языкова, дочь Макбета и Ириш-Норы, хорошенькая, небольшая сучка, с прекрасными очертаниями, но не ирландского типа, хорошая во всех отношениях, как сеттер, и с красивыми движениями. Долли г-на Хренова, от Сюлливана и Липки II, получила большую серебряную: небольшая собака правильно окрашенная и с хорошим характером, но с плохой головой, и уши повешены высоко.
Кобелей сеттеров черных с подпалинами было по четыре в каждом отделе, но только один очень хороший, Бляк г. Беклемишева, от Бэн и Норы. Кобель прекрасный, как представитель старого типа, высокого роста, с правильными отметинами (подпалины могли бы быть немного лучше), хорошая голова, отличный зад, сильные прямые ноги и отличная колодка. Из кобелей он один получил золотую медаль. Между взрослыми суками была одна очень хорошая, получившая золотую медаль: это Веста г-на Живаго, хорошо сложенная, с хорошим характером, свободными движениями и красивыми отметинами; а из подростков — принадлежащая тому же владельцу, Мабель. Конкуренция в этом отделе была не важная.
Затем идет отчет о спаньэлях и английских борзых, и в заключение судья говорит: „Я нахожу,—и мое мнение разделяет г-н Ширлей, который мне помогал делать экспертизу, — что пойнтера, которых мы видели в Москве, равняются лучшим экземплярам наших английских выставок“.
Затем идут борзые и после них ирландские сеттера. Английские сеттера были приличные и полезные, но не совсем красивые, особенно головой, очень важной у этой породы, как и у спаньэлей и у ретриверов, головой, заключающей в себе чутье, блеск и ум.
Сеттера гордоны были только посредственные, за исключением одного, очень хорошего. От него, с хорошо подобранными суками, можно вести породу и развести хороших собак в стране“.
Подписал Ж. К. Сальтер.
Этот краткий отчет многому нас научить не может. Надо однако же отдать справедливость английским судьям, — экспертиза их была тщательная и удовлетворительная. Если вкралось несколько ошибок, это было неизбежно: еггаге humanum est. Заметим притом, что каждый английский судья имеет свой особенный взгляд на собак. Если бы тех же самых псов судили, вместо Сальтера, положим Аркрэйт, или Серженстон, Бова Королевич и Гленкар прошли бы также вероятно первыми, но некоторые другие были бы перемещены, иных бы повысили, других понизили. Сколько разных судей должна пройти собака в Англии, чтобы попасть в чемпионы.
С. Пенский.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”
- Здесь судьи совершению отступили от английских порядков, что должно было их очень затруднить. В Англии, а также по Франции и Бельгии, взрослых пойнтеров делят на два отряда, на тяжелых и легких, и каждый отряд судят отдельно. Что приличествует тяжелому пойнтеру, то может быть никуда негодно у легкого, и обратно. ↩︎
