Перевод книги “The Practical Kennel Guide”, автор William Lort, год издания, примерно, 1890
Глава X.
Почему и Зачем Данные Признаки.
Когда я был маленьким сорванцом-школьником, я думаю, я знал Краткий Катехизис не хуже любого юнца моих лет; и все Заповеди я знал отлично. Я мог сказать вам, что вам следует делать и чего не следует. Но именно “причины, прилагающиеся” к этим Заповедям, отравляли мою юную жизнь. Я прекрасно знал, что в Десятой Заповеди вам запрещено вожделеть вола соседа твоего или осла его, или жену его и так далее; но когда меня спрашивали, какие причины прилагаются к этой Заповеди, я опускал рукав, чтобы защитить запястье, смачивал пальцы и сразу же вытягивал руку. Так же и с причинами, прилагающимися к заданным признакам различных пород собак. Они всегда ставят в тупик юного любителя собак и заставляют его иногда с радостью верить, что признаки собак – это всего лишь фантазия судей. Позвольте мне заверить его, что это не так, и что каждый признак собаки имеет свою пользу и ценность в поле или где бы то ни было, где собаке приходится выполнять свой долг. Он обнаружит, что самый простой способ изучать кинологию – это изучать причины, прилагающиеся к признакам. Человек может знать все признаки каждой породы собак наизусть, знать ценность каждого отдельного признака и при этом в буквальном смысле ничего не знать о собаках, не больше, чем один мальчик, которого я знал, знал о задачах в Евклиде. У этого маленького малого была великолепная память, и он выучил каждую задачу наизусть, и преуспевал на удивление, и почти закончил Книгу I, когда в один злополучный день прибыл новый учитель и вернул моего друга обратно к “Pons Asinorum”1, позаботившись о том, чтобы поставить цифры вместо букв; и до сих пор мой друг остается на неправильном конце этого “Pons Asinorum”.
Итак, в этой главе я не намерен предоставить вам ответы на “почему” и “зачем” для всех признаков. Вы должны изучать это самостоятельно в более объемных работах, чем эта; я лишь хочу дать вам общее представление о том, что означает слово “признаки”, достаточное, чтобы развеять ваше представление о том, что в общепринятой или установленной ценности признаков собак есть что-то эмпирическое (основанное на опыте, случайное).
Голова у собаки является одной из главных характеристик породы, к которой она принадлежит, и одним из важнейших критериев качества и чистоты. Возможно, в наши дни хорошей голове уделяют больше внимания, чем любой другой части тела собаки. Принимая во внимание спасательные обязанности, которые, как предполагается, выполняют величественный сенбернар и благородный ньюфаундленд, чего стоила бы голова любого из них, если бы достоинство, степенность, добродушие и благожелательность не отражались в каждой ее черте?
Возьмем, к примеру, грейхаунда. Никто не может прочитать описание головы этой собаки, не будучи поражен ее восхитительной приспособленностью к работе, которую должно выполнять это животное, с его сильными зубами и длинными, но крепкими челюстями для захвата зайца. В голове грейхаунда нет особой мудрости, да она и не нужна. Ему не нужно много думать; он видит свою добычу перед собой, и инстинкта почти достаточно, чтобы позволить ему догнать и схватить ее. Но совершенно иначе обстоит дело с английским сеттером. Он привык работать по запаху, подчиняться и должным образом дрессироваться своим хозяином. Следовательно, его лицо и глаза должны сиять интеллектом. Тяжелая голова у сеттера – это большой недостаток, потому что она указывает на недостаток духа, а короткоголовые собаки никогда не бывают такими умными, как длинноголовые.
Глаз грейхаунда должен быть острым и ярким, потому что он охотится только зрением. Глаза фокстерьера должны быть острыми, яркими и черными – ему приходится видеть почти в темноте. Глаза шотландского колли, кажется, созданы для того, чтобы пронзать скалы и видеть сквозь горы. Глаза ньюфаундленда должны быть скорее маленькими и хорошо посаженными в голове, иначе его частое пребывание в воде вызовет хроническое воспаление; кроме того, он не смог бы так хорошо видеть сквозь туман и брызги, если бы они были большими и выпуклыми.
Нос у многих пород собак не менее важен и должен демонстрировать ширину и развитие носовых пазух у фоксгаунда, ретривера, пойнтера, сеттера и т.д.; и действительно, у всех собак, для которых важно чутьё.
Уши у спаниеля большие, потому что спаниелю приходится работать среди дрока, шипов и колючек, и ему нужны эти огромные уши в качестве защиты. Ньюфаундленд никогда не “лезет в кусты”, поэтому ему не нужны большие, тяжелые уши – на самом деле, они даже нежелательны; ему нужны уши достаточно, чтобы защитить слуховой проход от попадания воды и оглушения, но не больше, потому что ему приходится высоко плавать и держать голову поднятой, а тяжелые, полностью обросшие шерстью уши будут тянуть ее вниз. Вам также не нужны слишком большие уши у ретривера, чтобы они не мешали ему и не оглушали его. Многое зависит и от посадки ушей. Кому, например, понравится сеттер с полустоячими ушами? Это будет плохо выращенный сеттер. Ухо фокстерьера должно быть достаточно большим и правильно лежать, чтобы обеспечивать защиту отверстию, но тонким по коже, потому что он должен слушать своими ушами, а также смотреть глазами. Уши волка и лисы стоят торчком; они дикие и преследуемые звери, и им нужно всегда быть начеку. Еще один пример – уши шотландского колли. Его уши, кажется, всегда начеку; его обязанности требуют этого.
Зубы у каждой породы должны быть приспособлены к ее работе: у одних они должны быть ровными, у других – нижняя челюсть выдвинута вперед, а у всех пород, которым приходится их использовать, – крупными. Такса, или немецкая барсучья гончая, никогда не отпускает свою добычу, пока смерть не избавит ее от нее. Ее клыки загнуты назад, почти как зубы акулы.
Брыли. Ни у одной собаки не должно быть их больше, чем она способна удержать сокращением мышц в гневе. Посмотрите на ретривера, когда он собирается вас укусить – или, скорее, угрожает это сделать, – как он оттягивает губы, чтобы они не мешали его зубам. У собак, предназначенных для боев, таких как бультерьер, не должно быть отвислых губ. У всех собак есть инстинктивный страх укусить собственные губы, и ветеринар пользуется этим, удерживая верхнюю челюсть собаки при введении лекарства.
Плечи у всех собак, которые зависят от своей силы и мощи, должны быть расположены наклонно, как у породистой лошади. Это хорошо видно у сеттера, грейхаунда, пойнтера и т.д.
Шея. Она должна быть длинной у грейхаунда и ретривера, чтобы обеспечить лучшую силу при захвате добычи, а также у фоксгаунда, чтобы он мог держать свой нос близко к земле. У сеттера она должна быть сухой и мускулистой.
Бедра у сеттера длинные, чтобы обеспечить хороший рычаг; они хорошо развиты у пойнтера и грейхаунда, чтобы придать этим собакам силу для галопа.
Коленные суставы, скажем, у сеттера должны быть хорошо согнуты; здесь кроется движущая сила. Собака на “ходулях” была бы плохим бегуном.
Поясница. Слабая поясница у сеттера губительна для выносливости. Я думаю, на хорошую поясницу стоит обращать внимание у каждой собаки.
Прямые ноги нужны всем бегающим собакам; да и каждой собаке, за единственным исключением – немецкой барсучьей гончей (таксы). Прямые передние ноги, с хорошо опущенными локтями, придают собаке силу для прыжка или скачка.
Грудь – важнейший признак у всех собак. Возьмем снова сеттера, например. Здесь нужна глубокая и умеренно широкая грудь, потому что узкогрудая собака не продержится долго. Опять же, у грейхаунда грудь глубокая, но не широкая, потому что нельзя иметь широкую грудь, чтобы замедлять скорость собаки, когда она рассекает воздух, и при этом нужно где-то разместить легкие в груди, отсюда и ее глубина. Грудь бульдога широкая и мощная; грудь таксы широкая и, как выразился один джентльмен, “носится между ногами” – почти на земле, действительно, потому что собака должна быть как можно ниже, и при этом “сохранить все свои качества”. Грудь мастифа и сенбернара широкая, а у ньюфаундленда и широкая, и глубокая, и у нее есть еще одна особенность – она должна быть намного шире вверху, чтобы обеспечить плавучесть и позволить собаке хорошо рассекать воду.
Лапы у грейхаундов и пойнтеров должны быть маленькими, компактными и кошачьими, с сильно развитой подушечкой. Лапы пойнтера, например, не должны быть вывернуты наружу, чтобы не мешать бегу, но у таксы лапы очень сильно вывернуты, и животное работает в земле, как крот. Лапы ньюфаундленда должны быть очень большими, плоскими и похожими на весла, а пальцы слегка завернуты внутрь, чтобы обеспечить лучшую силу при плавании.
Форма. Дирхаунд создан для скорости, бульдог для силы, а таксу вряд ли можно сформировать лучше, чем она есть, для рытья, захвата барсука и убийства его в его же логове.
Размер. Два примера проиллюстрируют ценность этого важного признака. Учитывая работу, которую должна выполнять каждая из этих двух собак, сенбернар не может быть слишком большим – даже если бы он был размером со слона; но фокстерьер должен быть маленькой, компактной, коренастой собакой, и от него мало пользы для норной охоты, если он весит более 16 фунтов.
Хвост собаки указывает на породу, к которой принадлежит собака.
Очёсы и Шерсть. Я уверен, что это должно поразить даже самого начинающего любителя собак при первом же упоминании этих слов, что очёсы и шерсть должны быть признаками большой важности у собак. Например, возьмем два крайних случая: грейхаунда и шотландского, или горного колли. Насколько некомфортно жарко было бы быстрому грейхаунду бегать в “куртке” колли! И как бы бедный колли дрожал на склоне холма, если бы у него не было шерсти больше, чем у грейхаунда! Опять же, если бы ньюфаундленд был одет, как мастиф или бульдог, выдержала бы его конституция плескание в воде в течение шести часов подряд, как он иногда это делает?
Скай-терьер должен быть:
“Выносливым, смелым и диким,
Как и подобает горному ребенку”,
и его шерсть должна быть бесстрашной во всех отношениях, гарантированно защищающей его от всего, кроме удара молнии.
Можно было бы, естественно, подумать, что итальянский грейхаунд не стал бы хуже от более толстой “куртки”, и что его шерсть – это, безусловно, фантазия судьи. В какой-то мере это так, а в какой-то и нет, потому что итальянский грейхаунд – это всего лишь игрушка, и является маленьким дешевым изданием своего старшего брата, и, следовательно, должен быть сделан во всех отношениях похожим на него.
Возьмем шерсть другой игрушки – мальтийской болонки. Она должна быть прямой, потому что завиток в ней указывал бы на скрещивание с пуделем. Точно так же, как и в случае с сеттером, нам нравится видеть хорошо оперенные ноги, свидетельствующие о его происхождении от спаниеля.
У кламбер-спаниеля вам нравится видеть приятную теплую и пушистую шерсть и длинные очёсы, достаточные, чтобы защитить его от колючек и дрока2, но ни кудрявую, ни громоздкую, чтобы не затруднять его продвижение.
Окрас может рассматриваться некоторыми как вопрос вкуса, но я не думаю, что это так. Окрас отмечает чистоту определенных пород. Возьмем два примера: мопс Уиллоби и бленхеймский спаниель. Не должно быть белого цвета у собак, которые должны быть черными. Белая грудь у ньюфаундленда или ретривера указывает на скрещивание с ландсиром или сеттером.
Определенные цвета, как у лошадей, так и у собак, указывают на большую или меньшую деликатность конституции; но это слишком долгая тема для обсуждения здесь.
У меня есть идея, что белый фокстерьер легче спугнет и выгонит лису в темноте, чем рыжий, точно так же, как что-то белое, внезапно появившееся из-за угла в темноте, с большей вероятностью напугает читателя и заставит его убежать.
Пространство не позволит мне раскрыть больше кажущихся тайн признаков, но я надеюсь, что сказал достаточно, чтобы доказать юному читателю, что есть “почему” и “зачем” у каждого признака формы или качества, приписываемого любой собаке в выставочном ринге, и достаточно, я надеюсь, чтобы зародить в нем желание углубиться в этот вопрос самостоятельно. Поверьте, изучение признаков – это очень интересное занятие.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”
- Pons Asinorum: “Ослиный мост” – теорема в геометрии Евклида, которую часто считали сложной для понимания учениками. История про мальчика, который заучивал задачи, но не понимал их сути, является аналогией тому, как можно знать все о породе собак, но не понимать их сути. Использование цифр вместо букв означает, что учителя заставили друга применить знания на практике, вместо заучивания. ↩︎
- Дрок – это род растений семейства Бобовые (Fabaceae). Внешне дрок представляет собой колючий кустарник с характерными жёлтыми цветками. ↩︎