Примерное время чтения статьи 10 минуты

Глава из Книги “Легавые собаки и Охотничье оружие” 1902г. Составитель Де-Коннор.

(Из переписки С. В. Пенского н В. В. Де-Коннора). 

Милостивый Государь Валериан Валерианович! 

Происхождение и тип сеттеров герцогов Гордонов нам мало известны, достоверны только краткие указания Лаверака, посетившего два раза кеннель Гордонов, да ещё гравюра, изображающая трех пегих собак, проданных после смерти герцога Александра. Сами англичане, за исключением некоторых охотников, впервые познакомились с чёрными с подпалинами сеттерами только на первых выставках в 1859 году. Собаки эти очень понравились, вероятно, красивыми своими головами м мощным сложением. На первой выставке в 59 году в Ньюкестле и на второй того же года в Бирмингаме чёрных с подпалинами сеттеров судили в отделе английских, и на первой 1-й приз получил гордон «Денди», на второй — кобель гордон «Браугам». В Бирмингаме в 1861 году сука Пирса «Риджент» получила также 1-й приз. Главную же победу одержали чёрные с подпалинами собаки с появлением «Кента», которого в первый раз выставили в 1863 году в Лондоне Гоар (Ноаге); потом приобрел его священник Пирс, y которого кобель дошёл до звания чемпиона. От «Кента» произошло множество собак, и в большей части прежних гордонов есть примесь его крови. Хотя Гоар уверяет, что «Кент»— чистокровный гордон, но я более доверяю Ади (Adye), который говорил, что в нём есть примесь коричневого с подпалинами сеттера, основываясь на том, что в пометах прежних сук гордонов y многих встречались коричневые щенки. 

Полевые испытания начались в Англии (в Southill) в 1865 г. Вследствие тяжёлого своего корпуса гордоны в них мало принимали участия; до 1873 года только шесть собак получили первые призы: «Денди» — в Соузеиль в 1865 году, «Рюби II» — в Стафорте в 1868 году, «Кларет» и «Дан» — в Девоне в 1872 г., «Рекс» — в Стафорте в 1866 и 68 гг., «Робин» — в Саузсгамтоне в 1872 году и «Кет» — в Шьюсбери в 1869, 1871 и 1872 годах. После этого гордоны выступали все реже и реже и, наконец, совсем перестали являться на эти состязания. Несмотря на отличное чутьё, они не могли конкурировать с быстроногими лавераками и льюэлинами. Мода на них упала, и немного осталось кеннелей, которые их воспитывали. Лучшими из них в конце 70-х и первой половине 80-х годов был в Англии кеннель Джакобса (Т. Jacobs), производивший чампиона «Маркиза» и многих других, и в Шотландии кеннель Гибба (Gibb). Последний имел на севере Шотландии места для охоты на граусов, куда всякий мог приехать, получить ружьё, собак и проводника и за известную плату охотиться. Гибб имел вначале отличного гордона «Юнг Лорна» (K. C. S. В. 4310), племянника чампиона «Лорна» (1602), затем он приобрел суку после покойного Дугласа, который был современником последнего герцога Гордона и, по словам Лаверака, имел лучших черных с подпалинами сеттеров. От этих собак он вывел замечательных полевых и выставочных собак. Большей частью от этих же сеттеров повёл породу Чепман (R. Chapman), со второй половины 80-х годов имевший и имеющий до сих пор лучший кеннель гордонов в Англии. Его черный с подпалинами кобель «Гизсер Граус» долгое время считался лучшим гордоном на выставках в Англии. Кроме «Грауса» Чепман вывел ещё много красивых черных с подпалинами сеттеров – кобелей и сук, получивших высшие награды на выставках: «Плюк», «Ирл», «Свел», «Нан», «Джок», «Бьюти», «Ласс», «Кет», «Блосум», «Нора», «Флей»1; он значительно улучшил наружный вид гордонов, шерсть их перестала быть мохнатой и большей частью окрашены они были превосходно. Один y них остался недостаток – они ещё слишком тяжелы. У меня в настоящую минуту его сука «Гизсер Нора», она начинает стареть; была года четыре тому назад настоящая 

красавица, но склада тяжёлого

Из других кеннелей назову кеннель Ли Бюледа (Lee Bulled), собаки которого происходят из кеннеля Татама (Tatham) с примесью крови чепмановского «Гизсер Грауса». Ли Бюллед особенно красивых псов не вывел, но сеттера его легче, с хорошим чутьём и выдаются прекрасные для охоты. 

Назову ещё Эмери (Emery), выставившего «Сэра Гюго», награждённого высшими наградами на нескольких выставках. Мать «Сэра Гюго» «Норвич Блюм II» и бабушка его «Норвич Блюм» также получали первые призы. Последняя была продана во Францию, где мне пришлось с ней познакомиться. Сука была бы очень красива, если бы шерсть её была не мохната и подпалины лучше окрашены.

В настоящее время лучшими выставочными кобелями можно считать чампиона «Дюка оф Еджворт», внука по матери «Гизсер Грауса», принадлежавшего Ф. Гейньету (F. Hignett), и чампиона «Редрьют Колонель» (Redrutt Colonel), принадлежащего Бюлоу (D. Вullougt). Отец «Колонеля» – «Генерал Гордон» получил первый приз и звание чампиона на выставке Кеннель Клуба в 1893 году. На последних выставках Кеннель Клуба в Бирмингеме в 1900 г. кеннель Бюлоу выставил ещё нескольких гордонов, награждённых призами. 

На полевых состязаниях пойнтеров и сеттеров в Англии, после продолжительного отсутствия, в 1894 году появились 4 гордона: Гизсер Рояль» и «Гизсер Сильк» Чепмана, «Броклин Брюс», «Голд Бевара» (кровей гордонов Ли Бюледа) и «Венюс оф Тиримонт» Люркина, по отцу от собак Чепмана. «Рояль» и «Сильк» действовали плохо. «Венюс» взяла второй приз в испытании первопольных (puppies). «Брюс» работал хорошо с пойнтерами и сеттерами всех возрастов и только вследствие нескольких промахов не получил награды, a лишь почетный отзыв (certificat ofmerit). 

Шесть лет прошло с тех пор, и на фильд-трейальсах забыли о существовании гордонов, как в нынешнем 1901 году на полевых испытаниях Кеннель Клуба вновь появился черный с подпалинами сеттер «Стилиш Рейнджер», принадлежащий Исааку Шарпу, по отцу кровей кеннеля Чепмана. Из отчёта, помещённого в «Кеннель Газете», видно, что собака эта обладает замечательным чутьём и, несмотря на свой тяжелый склад, победила всех своих товарищей пойнтеров и сеттеров, и получила 1-й приз для собак, рожденных в 1900 году. 

Черные с подпалинами сеттера, большинство которых обладает замечательным чутьём, легко могли бы состязаться с пойнтерами и других пород сеттерами, если б любители их постарались подбором родичей сделать их менее тяжелыми. Можно сохранить их формы, их прекрасную голову, их замечательный хвост, но надо отнять y них сходство с возовой лошадью, которое, по предсказанию Лаверака, знаменитый «Кент» передал своим потомкам. Ещё в 60-х годах, a может быть, и ранее, в Англии начали случать гордонов с ирландскими сеттерами. Вышеназванные победительницы на полевых испытаниях «Рюби II» и «Кет», a также «Лорн» (1602) были более ли менее помеси с ирландцами. С тех пор много ирландской крови перешло в гордонов. В настоящее время в помёте каждой суки вы непременно встретите двух и даже более красных щенков. До некоторой степени прибавка ирландской крови принесла пользу чёрным с подпалинами сеттерам. Она их немного облегчила, улучшила их шерсть и подпалины, но зато y многих изменила тип головы и характер. Клуб Гордон-сеттера в Англии мало занимается улучшением породы. По крайней мере, до сих пор ничего для этого не сделал.

Вот вам краткая история чёрного с подпалинами сеттера в его отечестве. В 60-х и 70-х годах порода эта очень распространилась в Европе — Франции, Бельгии, Германии в Италии и по ту сторону океана— в Америке. В 70-х годах главным рассадником гордонов во Франции был кеннель П. Кальяра (P. Caillard), вырастивший нескольких хороших тяжёлых сеттеров. Кеннели сада акклиматизации и «Chasse Illustrée» ничего замечательного не произвели, y частных же людей я много видел хороших псов, купленных в Англии y Джакобса, Гибба, Лонга и др., a также и неизвестного происхождения. Кеннель князя Сольмса ничего выдающегося не показал, и вообще в Германии, кажется, хороших гордонов нет. Бельгия много занимается чёрными с подпалинами сеттерами и имеет красивые экземпляры, но по большей части дурно окрашенные. Бельгиец Гюоль купил собак y Чепмана и с ними и их потомством берёт теперь первые призы на выставках в Бельгии. Американских сеттеров я не видал и совсем не знаю, слышал только, что есть в Америке Клуб Гордон-сеттера. 

В России не посчастливилось черным с подпалинами сеттерам. Большая часть выписанных были неизвестного происхождения и особой красотой не отличались. A. Е. Пигот рассказывал мне, что в его детстве один московский охотник имел уже гордонов. Первую собаку этой породы я встретил на Николаевской железной дороге в половине 50-х годов, в мне сказали, что она принадлежит г-ну Волкову. В начале 60-х годов я слышал от петербургских охотников, что y них появились сеттера-гордоны; выписал их англичанин охотник Морган или Морленд, имени хорошенько не упомню, известный тем, что медведь на охоте вырвал y него глаз. Собак этих я не видел и ничего сказать про них не могу. В половине 60-х годов один из охотников до скаковых лошадей (звали его, сколько упомню, Зон) привез из Англии чёрную с подпалинами суку «Фан», продал её в Москве гг. Буису и Лемерсье, которые уступил её мне. Сука была происхождения неизвестного, но недурная, типичная и с замечательным чутьём. Кобеля-гордона я в Москве не мог найти, поэтому случал её с сеттерами других пород. Одного чёрного с подпалинами щенка я подарил Н. Егорнову, который назвал его «Бульбой» и получил малую серебряную медали, на 2-й московской выставке. Самые удачные щенки были от чёрного английского сеттера, замечательные своим чутьем и понятием, и от них вёл также породу и A. А. Дмитриев. 

Сеттер-Гордон Бульба Н.Е. Егорновой
Сеттер-Гордон Бульба Н.Е. Егорнова

Года три или четыре спустя тульский помещик П. Самарин купил за границей кобеля и суку гордон-сеттеров, происхождения также неизвестного. Суку он впоследствии подарил мне. Собака была некрасивая, мохнатая, плохо окрашенная, с дурной головой и нижним чутьём. Кобеля я не видал; он, говорят, был много лучше. Из детей и потомков их некоторые были весьма недурные. Породу от них вёл Соколов, д-р Гиляров и д-р Маклаков. «Эней», который получил большую серебряную медаль на 5-й московской выставке. В 70-х годах были выписные и вывозные гордоны y Фальц-Фейна, Н. Лепешкина и др., a также происхождения неизвестного и не особо замечательные. 

Сеттер гордон Эней А.Н. Маклакова

В начале 80-х годов в первый раз увидали мы в Moскве красивых настоящих гордонов. Д. Ф. Кузнецов через посредство A. М. Пескова купил их в Англии y Джекобса. Сеттера эти были того времени — немного тяжелы, но хорошо сложены, одеты и окрашены. В особенности красив был «Рональд», сын чампиона «Маркиза». Порода эта, к сожалению, не долго велась и вскоре совершенно исчезла. 

В начале же 80-х годов y меня была чёрная с подпалинами сука «Кора», рождённая во Франции, происхождения неизвестного, отлично сложенная, но мохнатая и плохо окрашенная. На охоте же по чутью, уму и понятливости я редко встречал таких собак. Желая вести от неё породу, я купил в Шотландии y Гибба кобеля «Даша III», получившего первые призы на выставке Кеннель Клуба в Кристаль Палес, в Эдинбурге и Кильмарноке, по матери деда знаменитого «Гизсер Грауса». Кобель был 3-х лет, не натаскан, но очень красивый и не слишком тяжелый. Дрессировать его было слишком поздно, но я стал водить его на охоту, — чутье оказалось прекрасное, поиск превосходный. Щенками же от него и от Коры я был недоволен: большинство из них было слишком массивно. Одного из щенков я подарил д-ру Марконету, который выставлял его под именем «Крака» на 12-й московской выставке. Затем я написал Гиббу, чтобы он выслал мне хорошую суку. Сука «Гизсер Блоссум», присланная Гиббом, имела много хороших качеств: была хорошо сложена, отлично одета и окрашена, а к тому же дрессирована и натаскана по дичи, но более походила на ирландца, чем на гордона. Хороших щенят я также от неё не имел. Случайно попалась мне в Париже сука «Фликет». Мать её «Меркленд Ласс» была куплена y Гибба, отец же «Рок» был внук Джакобсова чампиона «Маркиза». Я купил её щенком. Щенок вырос, и собака образовалась превосходная. хорошо сложенная, легкая, мускулистая, с хорошей головой, отлично одетая и окрашенная, чутьё имела замечательное, силу и страсть непомерные, скакала целый день без отдыха, но часто увлекалась и требовала строгого надзора. От неё и «Даша III» я повёл мою породу гордонов. Собак я держал для себя и не выставлял, подаренные же мною другим лицам и их потомки получали иногда высшие награды на московских выставках. Главное же достоинство моих собак составляли их полевые качества. Кобель «Рок», которого я подарил Левачову, получил 2-й приз, сука «Дая», подаренная Р . В. Живаго, получила 3-й приз, a сын её «Кир»— 1-й приз на московских полевых испытаниях. 

Чтобы псы мои не слишком переродились, я купил y Ли Бюледа хорошенькую сучку «Девоншир Ристлес», которую он выставлял в Париже, где она получила 1-й приз. Покупка была не совсем удачная, «Ристлес» оказалась отличной собакой на охоте, но помёт дала только один, и то небольшой, потом до самой смерти кобелей не допускала. Недавно я приобрел y бельгийца Гюйоля суку «Гизсер Нора», получившую первые призы в Бирмингаме, Париже и Брюсселе, и поставил её с моим кобелём. Щенки вышли недурные. Их теперь натаскивают, почему ничего еще сказать про них не могу.

В 80-х годах были гордоны y петербургского охотника г-на Прево, которых я не видал; дети же и потомки их, виденные мною, были собой некрасивы, но полевые качества их хвалили. 

Лет восемь или десять тому назад директор фабрики в городе Осташкове, Д. Д. Свицкий, просил меня указать ему лицо, через которое он мог бы выписать гордонов из Англии. Я рекомендовал ему обратиться от моего имени к Гиббу, что он и сделал. Гибб прислал ему кобеля и суку. Сука была недурная, a кобель плохой. Я посоветовал ему присланную суку поставить с одним из моих кобелей и подарил ему щенка. Каких детей дала сука и какой кобель вышел из щенка, — сведений не имею. 

В Московской губернии есть в настоящее время кеннель P. Н. п Л. В. Живаго, которые держал также гордонов. Собак вначале они приобрели во Франции. По словам P. В., собаки эти были замечательны на охоте, но типа тяжёлого и шерсть имели мохнатую. Затем Живаго купил в Бельгии суку «Фани Ж.», которую, к сожалению, я не видел. Должно быть, собака очень красивая: судья Сержентсон нашел её во всех отношениях прекрасной и наградил её золотой медалью на 2-й выставке Московского Общества Охоты. В кеннеле есть сеттера кровей моих гордонов, так что в будущем можно ожидать от него много хорошего. 

Отца «Фани Ж.» купил Ваш сосед, харьковский помещик Шидловский, и, кажется, завёл также кеннель гордонов2. Кобеля он выставлял в Москве. Собака хорошая, только могла бы быть лучше окрашена. 

Есть ещё несколько охотников в Москве и в провинции, в собаках которых течёт кровь моих гордонов. Назову одного известного московского охотника, д-ра Белоусова, который мне говорил, что желает вести эту породу. У него есть недурная сука, дочь кобеля, подаренного мною д-ру Попятовскому, сука, получившая большую серебряную медаль на московской выставке. Суку эту он присылал ко мне ставить с её дядей «Дарлинг Дином». Какие вышли щенки, — сведений не имею. 

Вот все, что могу сказать Вам про гордонов, находящихся и находившихся в России. 

Прошу Вас принять уверение в глубоком моем к Вам уважении. 

С. Пенский

Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”


  1. Все, разумеется, с прибавкой «Гизсер,», ибо таков префикс кеннеля Чепмана. — Де-Коннор. ↩︎
  2. Кеннель K. М. Шидловскаго находится в 20-ти верстах от станции Ворожбы. У него было 4 выписанных из Бельгии производителя: «Риго», «Джек де Ван», «Леа оф Брюссель» и «Мисс оф Брюссель». Собаки недурны, лёгкого типа гордонов, хорошо сложены, но все очень плохо окрашены. Каковы они на охоте, кажется, и владелец их не знает, ибо ни сам, ни собаки его на охоте никогда не бывают. Потомство выписанных им собак по экстерьеру много хуже своих родителей.— Де-Коннор. ↩︎

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!