Глава из Книги “Легавые собаки и Охотничье оружие” 1902г. Составитель Де-Коннор.
(по статьям R. Lee)
Пойнтер — изящно сложенная короткошерстая собака. Как охотничья, она работает так же основательно, как и сеттер. Благодаря короткой шерсти жара не так действует на пойнтера, как на сеттера. При отсутствии воды сеттер изнемогает, пойнтер, — нет. Сравнивать охотничьи качества пойнтера и сеттера, ставить одного выше другого — нельзя. Один день один лучше, другой день — другой, и оба по тем требованиям, какие мы предъявляем к легавой, совершенны. Hи y одного из них нет преимуществ над другим, кроме, как уж сказано, того, что пойнтер меньше страдает от жажды. В холодном, сыром климате или на каменистой почве, быть может, пойнтер менее пригоден, как мы видим, например, в некоторых местах Шотландии, но при обыкновенных условиях охоты u сеттер и пойнтер одинаково хороши, где требуется собака с большим поиском.
Кому обязан пойнтер теперешним своим совершенством, как образовался из прежних тяжёлых, так называемых испанских пойнтеров наш изящный, великолепный работник пойнтер, — трудно сказать. Существует рассказ, что в конце XVIIIстолетия полковник Торнтон вывел прекрасных пойнтеров, скрестив испанского пойнтера с фоксгаундом. Может быть, это было, a может, и не было, но, несомненно, что во времена Торнтона у многих охотников были пойнтера типа нынешнего пойнтера, a не испанского. Так что если бравый полковник для вывода своих пойнтеров и произвёл такое скрещивание, то никоем образом тип современного пойнтера нельзя объяснять подмесью фоксгаунда к испанскому пойнтеру. Знаменитые охотники — Осбальдестон, Мийнель u многие другие, a несколько позже Уэб Эдж много сделали для усовершенствования пойнтера. Кровь пойнтеров последнего течёт в жилах многих знаменитостей наших дней. При распродаже его псарен в 1845 году в числе покупщиков были Ф. Стеттер, князь Консорт, герцог Портлендский, Дж. Мур u много другие, так что кровь пойнтеров Уэба Эджа легла в основание многих питомников пойнтеров наших дней.
Тип пойнтеров Эджа был вполне определен, и те пойнтеристы, которые держались его, вели дело успешнее других. Пойнтера эти были среднего роста, чрезвычайно изящно сложенные, масти тёмно-кофейно-пегой при чем кофейный цвет на щеках имел золотистый или бронзовый оттенок. Голову они держали в работе великолепно и вообще в поле были так же хороши, как u по экстерьеру.
Более современные псарни сэра Р. Гарта и Дж. Уайтгауза; они представляют собою связующее звено между современными пойнтерами и прежними.
М-р Мартин на псарне в Лакстоне имел большинство чёрно-пегих пойнтеров, хотя y него были и желто-пегие. У лорда Честерфильда были отличные чёрно-пегие. Однако Эджч, и последователи его, которые вели своих собак от пойнтеров Эджа с умелой подмесью к ним пойнтеров капитана Уайта, Герта, Мекди, Мура, Статама и др., придерживались исключительно кофейно-пегой масти.
Некоторые писатели стараются установить разницу по работе между кофейно-пегими и жёлто-пегими пойнтерами; одни защищают одних, другие — других. Да позволено мне будет сказать, что масть тут совершенно не при чём. Происхождение их одинаково и, при равных, условиях, они одинаково хороши. Я видел и хороших и дурных всех мастей, кроме разве одноцветных кофейных. Чёрных и чёрно-пегих я видел таких, что дай Бог и каждому. Я хорошо помню некрасивого черного кобеля «Taпa» Аркрайта; он отлично работал на состязаниях 1892 года, однако мать его была жёлто-пегая. Другой черный ИИигерч, Брауна шёл от собак Сольтера, который их очень высоко ценил. Быть может, быстрейший из пойнтеров, какого мне приходилось видеть, был жёлто-пегий «Карло» полковиника Котса, Его дрессировщику, старому Роберту, большого труда стоило держать его в пределах поиска. Вообще между мастью и качествами пойнтера нет связи, и масть не указывает на присутствие тех или других качеств. Уайтгауз, имевший отличных пойнтеров (выше, чем его «Приам» и «Рап», в их время не было), держался исключительно жёлто-пегой масти, и одно время эта масть была в большой моде. На севере, в графстве Дургем, жёлто-пегие очень распространены. Нa ежегодных июльских выставках в Дарлингтопе их всегда много, и в той местности почти y всех охотников желто-пегие пойнтера. Этой же масти был «Дон IX» и другие пойнтера Ридлея, с которыми он имел такой успех. Таких же пойнтеров имели и Мею, Брайрли, Мезон м мн. др.
В последнее время славятся девонширские пойнтера; большинство из них кофейно-пегие, но попадаются и жёлто-пегие. О девонширских пойнтерах один известный охотник пишет: «Нет графства, которое могло бы претендовать на более старинную кровь пойнтеров, чем Дѳвоншир. Если внимательно рассматривать родословные полевых и выставочных победителей, в Европе или в Америке, мы почти неизменно найдем, что в жилах их течёт кровь девонширских пойнтеров. Задолго до того, как полевые состязания и выставки вошли в моду, девонширские пойнтера отличались своими высокими качествами, совершенным отсутствием какой бы то ни было подмеси гончей крови, природными полевыми качествами — твердостью стойки, поиском, готовностью секундировать. Быть может, условия, при каких в Девоншире приходилось работать легавой, вывести выносливую и симметричную собаку способствовал старым охотниам. Крутые холмы, зачастую скалистые, покрытые камнями, и топкие болота требовали собаки мускулистой, сильной, с хорошими ногами и лапами, что и сделалось отличительной чертой этой породы. Выставки и полевые состязания, способствовавшие улучшению пойнтеров вообще, сыграли ту же роль в частности для девонширских пойнтеров. Выставки, полевые состязания дают возможность обсудить достоиства и характеристические особенности пойнтеров разных кровей, что оказывает заводчикам неоценимую пользу, так как они могут выбрать для освежения своих собак ту или другую кровь. a это. для поддержания полевых качеств и крепости сложения, рано или поздно всегда бывает необходимо.
Один из девонширских заводчиков, который ранее других понял разумность прилития свежей крови, был В. Френсис. Это был местный охотник, y которого на псарне дельные рабочие собаки никогда не переводились; он часто охотился с покойным Самуилом Прайсом. Неудивительно, что собаки таких завзятых охотников всегда были в славе. Выставки y них были не в моде; однако, когда их навестил священник Ф. Пирс («Идетен») и рассказал о полевых качествах и достоинствах вообще корифея выставок кофейно-пегого «Баунса», принадлежавшего Броктону, Френсис и Прайс сейчас же решили взять от него породу. Они выбрали для вязки с ним одну из своих лучших сук «Белль», мать которой «Дидо» была от «Санчо», сына «Ментора». От «Белль» Френсиса и «Баунса» Броктона получился замечательный помёт: «Санчо», черно-пегий «Чанг», «Веста» и «Реендом». Они быстро составили себе славу на выставках. Санчо» и «Чанг» в Бирмингеме и других первоклассных выставках того времени, «Веста» в Барпстепле и других провинциальных выставках обыкновенно били всех. На самом деле кровь их, особенно на соседних псарнях высоко ценилась, и куда только попадала, давала отличные результаты. Например, «Санчо», повязанный со своей племянницей «Сафо» дал почти совершенство, как пойнтер «Уага», с которым Лойд Прайс имел такой успех на выставках и который от «Фен» Лига (по происхождению девонширских пойнтеров и дал «Белль» Лига, вероятно, лучшую производительницу своего времени. Между её многочисленными потомками были чампионы «Бенг II» и «Бay Бельс», «Бонус Санчо», «Мери Бельс» , «Белль оф тзи Бордери», «Меджи» Брента, — все дети «Бенга» Прайса. Кровь «Чанга» наилучше представлена в соединении его с «Ромп», маленькой прочно сложенной сукой покойного Брёкенбери. В поле она была великолепна и свои полевые качества в совершенстве передала потомству. От них произошли известные чёрно-пегие пойнтера Дж. Сольтера. Имя «Весты» сохранится в потомстве не только потому, что от неё был всемирно известмый «Бенг», no п через её дочь «Сафо». мать вышеназванного «Уага» и «Пирль», мать жёлто-пегой «Бериль» Нориша, побеждавшей в Бирмингеме и везде, от которой идут «Ревель III» и «Садльбак» Нориша, десять лет тому назад не имевшиё соперников на выставках. По росту, по крепости, по достоинствам «Веста» была едва ли не выше любой суки наших дней, и очень жаль, что Прайс выпустил её из Англии в начале её карьеры. От неё были лучшие собаки псарен Прайса. Между прочим, вышеупомянутый «Бенг», который со своим сыном «Майком» взял Прайсу три года подряд приз Кловерлей на состязаниях в Шрюсбери.
«Рендом», четвертый из разбираемого помёта, от «Джуно» Гугинса типичного «Дон-Жуана», отца, во-первых, известных чампионов «Понто» и «Фен», от которых по женской линии идёт знаменитый «Назо оф Уптон» Бека, во-вторых, отца «Ферзден-Джуно», которая дала знаменитого «Графика» Нориша, проданного в Америку. Рассматривая потомство «Ольд Бенга» и «Белль» Лича, мы видим, что Бюледу посчастливилось приобрести «Бель оф тзи Боль». Сама она была выставочная победительница, потомство её также, и это поставило его псарню на такую высоту, что никакие соперники нe были ему страшны. Из потомства «Бель оф тзи Боль», как выставочный, более известен «Самбо тзи Девль», a как работник полевых состязаний — «Лес оф Девон». Позже Бюлед имел успехи, с потомством «Виледж Стар», дочери «Девон-Джек» — «Бель-Бона»; последняя — однопометница «Бонус-Санчо». От «Виледж-Стар» идут его позднейшие победители на выставках и полевых состязаниях: «Девоншир Неро», «Девоншир Соль» и «Девоншир Леди».
Быть может, набольший успех на выставках из всех девонширских псарен имела псарня Е. Нориша (Сендфорд близ Кредитона). Он не ограничивался успехами на выставках, но ставил своих собак н на полевые состязания, где дрессированные им собаки работали обыкновенно хорошо, хотя могли бы и лучше. Несомненно. сендфордские пойнтера несколько лет назад вошли в славу, a действительно такие пойнтера, как «График», •Садльбак». «Веспер», Садльбак II», «Ревель», «Берик», нё называя других первоклассных, могут поддержать репутацию любой псарни.
Известны пойнтера Лойд-Лойда из Тотнесса, который в 1875 году ставил на выставках суку «Адель». От «Адель» и «Старого Бенга» С. Прайса он получил «Гебу», которая от «Бенга II» лорда Дауна дала полевых победителей: «Фатиму», «Ильяса» и «Геро». Та же «Геба» от «Назо» Лорта дала «Тотнес» и «Дафну». «Тотпес» от «Иенг Понто» Флетчера дала «Нан», которая, попав к Беку, дала ему, как многие полагают, красивейшего пойнтера из всех когда-либо существовавших — «Назо оф Уптон». «Дафна» отличилась на выставках и дала великолепное потомство, прославившее тотнесскую псарню; между прочим, от знаменитого «Графика» Нориша — «Жасме», «Зеро» и «Зевса». Последний от старой «Гебы» Лойда дал двух замечательных сук – «Ильму» и «Лэди Джѳн». «Лэди Джѳйн» считалась лучшей, она вывезѳна гр. Фѳрзеном в Россию. «Ильма» осталась в Англии и от «Назо оф Страсбург» Рэпера дала прекрасный помёт. Та же «Дафна» Лойда дала от «Дона» Рота и от «Тотнес Породи» и «Тотнес Оникс». Заметим, что «Дон» Рота от «Ольд Боба» Нориша — «Сафо» Андрью; «Ольд-Боб» от «Гамлета» — «Пирл» Уайтгауза («Пирл» — внучка «Гамлета»); «Сафо» от «Сама» — «Флирт» лорда Сефтона. От «Дона» Рота хороших собак вывел Нориш.
Между заводчиками пойнтеров известен R. Брайан из южного Мольтона. Его сука «Бета» дала от «Бенга II» Лича и «Мольтон Брум», которая и есть краеугольный камень псарни Брайана. «Бета» по матери — собак Уайтгауза, отец, её — родной брат известного «Дон оф Девон» Стренджера. «Мольтон Брум» дала ряд выдающихся собак от «Садльбака» Нориша, a потом от «Тотнес Мило» Лойда.
В Девоншире есть ещё и другие хорошие псарни пойнтеров, из которых назовём Скратона в Огуэле, Илии Бишона там же, Кроса в южном Мольтоне, Принга в Эксетере, Форда в Сток Канопе.
Девоншир по местности, по климату, a главными. образом по тому, что здесь нет охоты с загонщиками, представляет весьма благоприятные условия для разведения пойнтеров. Раз здесь войдут в моду облавы, a пойнтеров начнут держать для выставок, дни их будут сочтены.
Кроме Девоншира и в других местах Англии есть прекрасные заводы пойнтеров. В северном Уэльсе Р. Лойд Прайс имеет отличных пойнтеров. По полевым состязаниям славятся пойнтера Гейвуда Лонсделя из Айтфильд Голя и полковника Котса в Питсфорде. Пойнтера полевых состязаний в большинстве несколько выше на ногах и имеют более скаковые очертания, чем выставочные; они не так тяжелы и компактны, как последние. В Оксфордшире пойнтера священника В. Ричардсона и по соседству священника Дж. Пулея, несомненно, прекрасны. Особенно ричардсоновские отличаются на выставках и нa полевых состязаниях. В Нортумберленде священник В. Шильд, имеет дельных работников, которые и на выставках имеют успех. В Кенте Ф. Уард, a также Ф. Ло, Ф. Ленард, Дж. Сольтер, В. Аркрайт, Р. Чепмен, Дж. Бишоп и др. своими пойнтерами, далеко выше, чем посредственными, составили имя себе и прославили свою страну. В Чешире Бек своими пойнтерами был не ниже кого бы то ли было. Его «Рапид Бенг», «Бези Бен», «Квель оф Уптон». Квайтс Беби» были так же хороши в работе, как и по экстерьеру, a вышеупомянутый «Назо оф Уптон» имел oгpoмный успех на выставках.
Быть может, никто не имел такого ряда пойнтеров полевых состязаний, при этом недурных на вид, как Дж. Сольтер из Тольегента в Эссексе. Некоторые из его лучших собак были чёрные и чёрно-пегие, a попадались и кофейно-пегие в белых крапинах по тёмным пятнам. Его собаки происходят от «Майка» u Ромп». Один из знающих работу этих собак говорил, что обе они были замечательны в поле, но если приходилось видеть, что-либо особенно блестящее по работе, то отличалась «Ромп». «Ромп» была от «Ченга» Френсиса — «Ромп» Брекенбриджа. «Майк» происходил от «Бенга» Прайса — «Селлы- Милера, в нём, значит была кровь «Баунса» Броктона и «Гамлета» Уайтгауза. Лучших кровей трудно u желать, a надлежащим подбором Сольтер вывел от них быстрейших собак наших дней. Сольтер держится того взгляда, что качества потомства больше зависят от качеств матери, чем отца. Судя по тому. что приходилось видеть от «Бенга» и «Ромп» на других псарнях, кажется, он прав. «Ромп» была чёрно-пегая, крапчатая. Эту масть ей передали собаки Френсиса. Сольтер отзывается с величайшей похвалой об их уме, чутье, быстроте и выносливости. Он говорит, что «их трудно было дрессировать, потому что обыкновенный дрессировщик не верил собаке, что она знает больше его, прибегал поэтому к хлысту, a в хлысте они никогда не нуждались и никогда его не забывали». Наиболее успешно дрессировал и, их Герберт Браун. «Он никогда их не наказывал; хорошо изучив собак, он увидел, что. когда им приходилось расходиться в желаниях, оказывалось всегда, что собака права, a он ошибался». Очень жаль. что эта порода ведётся на одной только псарне. Странно, что, вследствие ведения её в близком родстве, она со временем может погибнуть.
Прежде, чем дать описание породных признаков пойнтера, заметим, что на выставках пойнтеров разделяют на два класса: тяжелых и лёгких. Основанием этого деления служит исключительно вес собаки, a отнюдь не «тип», как y вас в России полагали и полагают некоторые пойнтеристы. Тяжёлый пойнтер кобель — 55 английских фунтов и выше, сука — 50 английских фунтов и выше; ниже указанного веса кобели и суки — лёгкий пойнтер.
Псовина пойнтера короткая и плотная, — но не грубая. У некоторых пород она грубовата и несколько длиннее на пруте. Это не порок, но гладкий и нежный прут в моде, что вызывает нередко даже подделку прута посредством прижигания волос и тому подобное. Не так давно на выставке в Бирмингеме одного пойнтера за подделанный прут лишили награды. Прут должен быть красиво посажен, прямой, не загнутый вверх, не вниз, ни на сторону. Хвост гончей у пойнтера — большой порок. В поиске собака бьёт прутом по бокам1, на стойке оин неподвижен.
Голова достаточно длинна и широка в черепе; морда отнюдь не заострённая: затылочный гребень ясно обозначен, но не слишком велик. Перелом, быть может, несколько больше, чем y сеттера, и в общем, голова шире и короче, чем y последнего. Уши мягкие, красиво повешены, посажены умеренно низко, не так низко, как y английской гончей, и не в складках, a гладко лежат по щекам. Нос широкий, ноздри просторные; y желто и красно-пегих, довольно светлый, как говорят, мясного цвета. У тёмных экземпляров черный нос желателен; часто встречается коричневый нос; если он подходить под цвет отметин на собаке, это хорошо. Глаза с приятным выражением, тёмные по цвету; светло-жёлтый и зеленовато-желтый (кошачий глаз) все распространяется, a он нежелателен, некрасив, очень портит собаку. Выражение такого глаза обыкновенно неласковое. Губы квадратные, слегка висячие, не подобранные. Шея хорошо поставлена, без подгрудка. Плечи, как, и y всех рабочих собак, желательны косые. Грудь глубокая, сильная. Ребра хорошо выгнуты; таковы должны быть и ложные ребра. Поясница должна быть сильная, мускулистая, задние ноги хорошо выгнуты и с хорошо развитыми мускулами.
Ноги u лапы — весьма важная часть. Первые должны быть прочны, но не так массивны u костисты, как y фоксгаунда. Локти поставлены ровно, не вывернуты не внутрь, ни наружу. Вся нога должна быть поставлена несколько вперед; нога под себя даёт впечатление выпуклой грудь, что составляет порок, и так сложенная собака её может скакать. Лапа желательна круглая или угловатая, как бы квадратная; такая угловатая, пожалуй, крепче круглой. Во всяком случае, заячья или ложкообразная лапа y пойнтера — недостаток.
Общий вид важен для всякой собаки, a y короткошерстой особенно.
Масть пойнтера в одно время была в моде красно и желто-пегая, теперь кофейно-пегая. Если на выставках будет больше хороших экземпляров чёрно-пегих, эту масти предпочтут кофейно-пегой, ибо она очень нарядна. Кофейно-пегая крапчатая — хорошая масть. Одноцветные чёрные и кофейные пойнтера, например, малозаметные во время работы, неудобны на охоте. почему и на выставках они не имеют успеха.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”
- При очень быстром поиске это невозможно — Де-Коннор. ↩︎