Примерное время чтения статьи 7 минуты

“Природа и Охота” 1886.10


ПЕРЕВОД ИЗ КНИГИ БЕЛЬКРУА, ШЕРВИЛЛЯ И ДЕ-ЛА-РЮ: „LES CHIENS D’ARRÊT“. ПЕРЕВОД С. ФОЛЬЦА

Понтодемерская испанка. (Lepagneul de Pont-Audemer). 

Понтодемерская испанка. (Lepagneul de Pont-Audemer). 

Хотя по разделу настоящей книги на мою долю достались только английские легавые, но гг. де Шервилль и де-ла-Рю просили меня побеседовать вместо них с читателями о Понтодемерской испанке, мне хорошо знакомой. 

Прежде всего я должен признаться, что мне ровно ничего неизвестно ни о происхождении этой породы, ни о времени, с которого она окончательно установилась. Точно также я сознаюсь перед читателями, что я сам не знаю откуда эта порода, о которой пойдет речь, получила свое название Понтодемерской. 

Я не думаю, чтобы оно произошло оттого, что эта порода преобладает в главном местечке кантона департамента Лёры. Понтодемерская испанка также довольно многочисленна (впрочем, может быть, и не довольно) во всей стране, которую принято называть нижней Нормандией. Точно также мы встречаемся с почтенными представителями этого же вида у нескольких истинных любителей в Пикардии. Встречал я также хорошие экземпляры и в Майенне, и в Перше и даже в Бретани. В некоторых из наших северных департаментов, Понтодемерская испанка тоже пользовалась расположением охотников и это обстоятельство подтверждает, конечно, славу её, как превосходной собаки для охоты и в поле, и в лесу. А если к этому я прибавлю ещё, что в поле эта порода собак может стать на ряду с нашими чисто-французскими, то читатели поймут, что эти субъекты стоят того, чтобы на них обратили должное внимание. 

Прежде всего нужно сказать, что во всех этих экземплярах, которые нам доводилось нередко встречать, и которые нам выдавали за Понтодемерских испанок, мы обратили внимание на поразительное отсутствие типических примет, очень характерных в чистых испанках этой породы. Из этого факта сами собой вытекают два вывода — первый, что большинство собак, выдаваемых их владельцами за Понтодемерских испанок, далеко не имеют настоящей чистоты крови, высоко ценимой каждым истинным любителем, и второй — что порода эта настолько твёрдо установилась, что всё неописуемое невежество, чтобы не сказать полная глупость французских охотников, не могло помешать крови Понтодемерок даже в помесях создавать те поистине удивительные экземпляры, которые нам попадаются теперь. 

К несчастию, эта сила проявляется не во всех случаях, и чистокровная собака, повязанная с собакою беспородной, иногда бывает не в силах передать своему потомству своего благородства. При таких смешениях всё дело случая и помёт может выйти в того или в другого производителя. Удача или неудача нового поколения скажется только в будущем. И тут, коли хотят спасти породу, нужно умеючи, подбавкой чистой крови, вытеснить подмеси, а тогда, подбирая производителей, можно через несколько поколений добиться поворота в сторону чистопородности. 

Порода же, о которой мы теперь ведём речь, настолько прочна, кровь Понтодемерок так сильна, что она, слава Богу, держится ещё крепко, несмотря на самые сильные скрещиванья, и можно надеяться, что с помощью даже тех немногих чистых её представителей, которые остались у нас, она не затеряется, коли приложить умело старание к её сохранению в будущем. Пусть читатели только внимательно сличат наше описание типичных чёрт этой породы с предлагаемыми рисунками и они легко поймут все, что нам остается ещё досказать о тех помесях понтодемерок с собаками, зачастую не имеющими с ними ни по наружности, ни по характеру ничего общего. 

Понтодемерская испанка — собака среднего роста, скорее мелкая, чем крупная. Хорошо сложённая, с правильными ребрами, на надежных ногах, она выглядит солидно, не обладая однако тяжестью и неуклюжестью старого французского легаша. 

Голова её достойна целого отдельного очерка… У чистопородных собак она невелика, остроконечна, покрыта посредине гладкого шерстью, а по бокам украшена, словно длинными локонами, завитками длинной путаной псовины, одинаковой с псовиной покрывающей всю собаку, напоминающей шерсть грифонов. Небольшой глаз смотрит и ласково, и плутовато. Низко посаженное ухо длинно, широко и пушисто. Брыли и нёбо розового цвета у всех экземпляров не помешанных с английскими собаками, а чутьё коричневое. Ноги с упругими, сухими ляжками; лапы хотя по временам и коротковаты, но пропорциональны, как у всех породистых собак… 

Грудь этих собак скорее широкая, чем глубокая. Нога понтодемерки кругла, пальцы плотны, ногти чёрного или тёмно-коричневого цвета, близко подходящего к чёрному. 

Перо так же хорошо одето как и ухо, но пряди, его украшающие длиннее, загибается немного на манер султана. Я говорю немного, потому что загнутое серпом перо, у понтодемерки, точно так же как и у французской испанки, служит уже указанием на некоторую нечистоту породы, ту скверную нечистоту, которая попадает в породу, благодаря неряшливому отношению к делу собаководства обладателей чистокровных экземпляров.Вот вам полное описание понтодемерской испанки со стороны её внешности, описание настолько подробное, что им может руководиться всякий желающий обзавестись собакой этой породы. Жаль только, что встречается немного собак строго отвечающих своею наружностью сделанному нами очерку. Что же касается внутренней, так сказать душевной стороны этой породы, то понтодемерская испанка обладает такими достоинствами, что они то и были главной причиной тех частых и неразборчивых скрещиваний, упомянутых нами выше, чуть не заставивших исчезнуть этот прекрасный вид, точно также как они заставили исчезнуть многие другие породы.Только потому, что понтодемерка, безусловно, хорошая собака, её вязали не только с чистокровными французскими испанками и с ублюдками этой породы, но также и с гладкошерстными легавыми. Так, например, я знал одну суку С.-Жерменской породы, немного изнеженную, которую её хозяин повязал с понтодемерским кобелём для того, чтобы получить потомство годное для болотной охоты. Вот от таких-то вязок и пошли те оригинальные помёты, столь разнообразные в своих разновидностях, от них-то и возникли те затруднения в определении породы, в которые становится самый опытный знаток, имея перед глазами собаку с ясными признаками понтодемерки. Меня нередко упрекали в излишней строгости при суждении о породе, в чрезмерной требовательности, но, воля ваша, по-моему, никакая строгость и никакая требовательность не будут в этом деле излишними. 

Несмотря на нелепость подбора, нельзя не отметить того обстоятельства, что кровь понтодемерки оказывает такое сильное влияние, что как ни как, а это влияние скажется в помёте той или другой характерной чертой, присущей её чистому виду. В числе весьма характерных отличий, передаваемых потомству, нужно прежде всего указать на одну своеобразную лысую голову с венцом густой шерсти вокруг темени, на этот род чепчика, окруженного завитой шерстью вроде барашка. И эта характерная особенность отражается не в одном первом, но и в последующих поколениях. В этом явлении нельзя не заметить нового доказательства влияния чистой породы. Возьмите, например, чистокровного производителя и повяжите его с собакой совершенно беспородной или выродившейся, и тогда вы увидите, что в помёте будет преобладать влияние первого. И это влияние не ограничится одним помётом, а пройдёт чрез целый ряд последующих помётов, а если последующие поколения продолжать освежать благородною кровью — безпородность будет наконец совершенно изгнана. Недаром же говорят, что чистая кровь бьёт сильнее. 

И слава Богу, что это так! 

Из помесей, добытых от понтодемерок, добрую половину можно встретить с описанной выше характерной головой, но не унаследовавшей от чистой породы других признаков. Так я видел испанок, которых называли понтодемерскими, хотя с лысой, но угловатой головой и волнистой шерстью, тогда как у настоящих понтодемерок голова хорошо очерчена и заострена.

Видал я и понтодемерок с чёрным чутьем и чёрными брылями, тогда так чистопородные имеют нёбо и брыли цвету розового, а чутье коричневое. В этих собаках с чёрным чутьем большею частью была примесь английской крови. 

Полевые достоинства понтодемерок настолько значительны, что я, лично, не задумываясь отдам им предпочтение перед французскими испанками. Обладая большими полевыми достоинствами, будучи сильнее и горячее испанок, понтодемерки не уступают им ни в понятливости, ни в послушании, ни в мягкости и гибкости характера. Обе эти породы славные, легко дрессируемые ученики. 

Поиск понтодемерки шире и пристальнее поиска испанок, стойка так жe хороша, а на охоте по водоплавающей дичи они решительно превосходят последних. В осочистых болотах, где от собаки требуется особенная сила и полазистость, я часто видал, как утомляется испанка, понтодемерка же там не знает устали. 

В лесу и кустах понтодемерки тоже бывали не раз мне незаменимыми помощницами, и я видал между ними таких, которые с достоинством могли бы потягаться с самим горячим кокером (coker). 

И самому мне случалось охотиться и видать других охотящимися с настоящими понтодемерками, не имевшими стойки или, лучше сказать, отвыкшими от стойки и, вот, некоторые охотники, основываясь на этом явлении, утверждают, что понтодемерка, строго говоря, собака не легавая (chien d’arrêt). Но я протестую против такого вывода и нахожу его совершенно ошибочным; если собаки эти и не делали стойки или не держали её, то только потому, что никто от них не требовал стойки мёртвой. Охотясь ежедневно по болотной дичи, вроде коростелей, курочек и других бегунцов, эти собаки привыкали к безостановочному поиску, к преследованию дичи по пятам. Помнится, я говорил уже раньше в журнале „Chasse illustrée“, по поводу охот в Трофоне, с одной из самых замечательных собак, каких мне доводилось видать, и тогда я указывал на то, что эта собака, отлично стоявшая вначале, когда она ходила только в поле, окончательно потеряла стойку, проохотившись десяток лет по болоту, где её хозяин взял из под неё десятки тысяч коростелей — этих отчаянных, неутомимых бегунов. 

Итак, если кто-либо из читателей будет сомневаться в стойке понтодемерки, я могу его заверить, что стойка у неё прекрасная и самая мёртвая. 

Особенно рекомендую я вниманию читателей тот прекрасный экземпляр понтодемерки, портрет которого нами приложен, находящийся в саду акклиматизации в Булонском лесу. Управление сада поступило бы очень хорошо, если бы сберегло его. Да, вот если бы к нему удалось подобрать подходящую пару, можно было бы вполне восстановить ту чистую породу понтодемерских собак, которая низведена теперь глупыми скрещиваниями на ту степень, что даёт право некоторым лицам отрицать её добрые качества. 

Эта прекрасная собака, по-моему, наглядно и вполне воспроизводит собою пред нами одну из самых прелестных пород, породы, размножение которой было бы так желательно, а об утрате которой я буду больше всего сожалеть. 

Эрнест Белькруа. 

Предыдущая часть.


Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. «Поддержать»и сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок.

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!