Примерное время чтения статьи 4 минуты

ИЗ КНИГИ „THE BOOK OF THE DOG“ VERO SHAW.

ПЕРЕВОД «ПРИРОДА И ОХОТА» 1884.2

Испанский пойнтер.

Прежде чем говорить об английском пойнтере, необходимо обратить внимание наших читателей на собаку, от которой, несомненно, ведут своё происхождение наши современные гладкошёрстные легавые,—именно на испанского «пойнтера». От скрещивания этой породы с лисогоном (Фоксгундом) или, быть может, южной гончей—произошел нынешний английский пойнтер.

В 1805 году Сиденгам Эдвардс пишет в «Cynographia Britannica» об испанской легавой следующее:

«Испанская легавая — тяжёлая, сырая собака, ростом около 22 дюймов, имеющая немалое сходство с южной пешей гончей. Голова у неё большая, между глаз вдавленная, губы большие и обвислые, уши тонкие и висячие, средней величины. Шерсть короткая и гладкая, цвет кофейный, кофейно-пегий, красно-пегий чёрный, черно-пегий, иногда с подпалинами на морде, часто мелко­крапчатая по белому фону. Прут тонкий, гладкий и упругий. Обыкновенно у неё бывают прибылые пальцы на задних ногах, которые часто вывернуты наружу».

«Испанская легавая появилась у нас очень недавно (?). Как известно, собаки эти были привезены в Англию одним португальским купцом и прежде всего употреблялись для охоты одним старым отставным буфетчиком, по Фамилии Бичел, жившим в Норфольке и умевшим стрелять влёт. По-видимому, охота служила ему главным средством существования, так как убитую дичь Бичел продавал на Лондонском рынке».

«Эта драгоценная порода континента была совершенно неизвестна нашим предкам, так же как и стрельба влёт. Зато теперь мы так пристрастились к этой, самой изящной из всех, охоте, что как в стрельбе, так и в выводе и дрессировке собак не имеем себе соперников».

«Испанская легавая собака обладает отличным и верным чутьём, так что на поиске никогда или очень редко проходит мимо дичи. Она почти не требует дрессировки, потому что обыкновенно имеет врождённую стойку. Нередко трёхмесячные щенки стоят над курами, кроликами и кошками. Но, стареясь, собаки эти становятся очень вялыми и ленивыми, так что ищут труском, а не галопом. Вследствие сырого и пешего склада, они скоро устают, а когда охотятся с другими собаками, прибегают к хитростям и предоставляют молодым и более лёгким собакам разыскивать дичь, сами же только сопровождают их, да иногда делают фальшивые стойки. Тогда они пригодны лишь для охоты в одиночку и для старого охотника, который не может или не желает ходить с более быстрыми собаками…..»

«Есть также и другие вариэтеты пойнтеров (легавых), например, русский пойнтер. По величине и складу он походит на испанского, но шерсть у него жёсткая и над глазами, и на морде длинная, торчащая. Масть как у испанской, но часто и серо-пегая. Попадаются иногда экземпляры с более или менее косматою шерстью. Вероятно, это помесь испанской легавой и пуделя. Этот пойнтер имеет отличное чутьё, очень смышлён и послушен, легко приучается к стойке, довольно нестомчив, охотно идёт в воду и хорошо выносит холодную и сырую погоду»[1].

Между рисунками легавых у Сиденгама Эдвардса находится изображение брудастой собаки, которое, как предполагается, должно представлять русскую легавую. Рисунок этот почти во всём сходен с виденными нами рисунками, долженствующими изображать почти современного нам русского сеттера. Поэтому мы полагаем, что нет ничего невероятного в том предположении, что нынешний русский сеттер тождествен с более старинною рускою легавою. Замечания Вильяма Дорта касательно русского сеттера вполне подходят и к собаке, описанной Сиденгамом, и, конечно, теория о её происхождении имеет многие основания.

Russkaya-legavaya
Русская брудастая легавая.

Вернёмся однако к испанской легавой, так как, хотя в действительности эта порода уже вымерла, её близкое родство с современным английским пойнтером даёт ей полное право на наше к ней внимание.

Таплин, писавший об этой собаке в начале текущего столетия, говорит:

«Все известия относительно появления испанских пойнтеров в Англии согласны в том, что они в очень давнее время вывезены из Испании и оттуда родом, отчего и получили своё название. Испанская легавая, по складу, массивности, кажущейся глупости и неповоротливости как нельзя более подходит к надменному, высокопарному и сонному виду гордого испанца, но нисколько не гармонирует с живостью, бойкостью, ловкостью и нетерпеливою энергиею английского охотника. Эта порода, в своём первобытном, чистом виде, чрезвычайно вяла и неподвижна, и уже при первом взгляде видно, что нечего и ожидать от неё быстроты и энергии, необходимых на всякой охоте. Легавая эта имеет короткую голову, широкую морду, большие ноздри, широкую грудь, короткие ноги, вальковатое туловище, крепчайшую поясницу и мощный зад. Хотя эта порода бывает, как и английский пойнтер, различных мастей, но преобладающая масть — кофейная. Собаки эти настолько пеши и так скоро устают, что годятся только для слабосильных и стариков, которые уже не могут ходить так скоро и долго, как ходили прежде….»

«Легавая, о которой идёт речь, хотя имеет в высшей степени медленный поиск, но тем не менее обладает верным чутьём, настойчивостью, старательностью и при розыске редко не найдёт дичи, если только она имеется. Особенно хороша она для охоты на выводки, так как здесь испанский пойнтер имеет полную возможность выказать свои способности при розыске одиночных птиц, которые, если с собакой хороший стрелок, наверное, все будут перебиты. Для охоты на бекасов она, по мнению многих, пригоднее других пород».

Дальнейшие подробности, относящиеся к породе уже вымершей, излишни, так как экземпляры, походящие на собаку, описанную Эдвардсом и Таплином, встречаются крайне редко. Однако, может быть, стоит подумать о том — не улучшит ли значительно современную английскую легавую скрещивание её с хорошим экземпляром описываемой породы, конечно, если таковой найдётся. Даже допустив, что английские пойнтера совершенство по силе и быстроте, разве не стоит произвести опыт их скрещивания с породой, о полевых качествах которой так хорошо отзывались многие старинные писатели. Несомненно замечательное, хотя и нижнее, чутьё составляет характеристический признак испанской легавой, и мы полагаем, что если бы некоторым из английских пойнтеров, бывшим на полевых испытаниях, подбавить немного её крови, то пойнтера имели бы больше шансов победить сеттеров, чем теперь.

Для породы так редко встречающейся, масштаб для оценки её на выставках, конечно, совершенно излишен. Однако должно помнить, что широкая, короткая голова четырёхугольной формы, отвислые губы также как ширококостность, — такие характерные признаки испанской легавой, которые никогда не следует упускать из вида.


[1] Здесь, под названием русской легавой, или пойнтера, подразумевается почти гладкошёрстная разновидность (или ублюдок) т. н. брусбарта, породы вовсе не составлявшей исключительной принадлежности России. Прилагаемый рисунок изображает почти гладкошёрстных брусбартов, т. е. по всей вероятности, ту породу, которую Сиденгам Эдвардс называет русским пойнтером. Русский сеттер англичан, как видно из описаний, а также рисунка, приложенного к сочинению Готчинсона, есть настоящий длинношёрстный брусбарт. Ред. 

Последующая часть.

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!