МЕНЗБИР, ПТИЦЫ РОССИИ
Местные названия: Кавк. тат. – кара-тух, месша-тух (или таук). – Лез. – риезта. – Туш. – росцо. – Груз. – кареули –катать. – Оссет. – карк. – Армян. – пайтморек. – Персид. – ябап-таук.
Кавказский тетерев распространен в полосе альпийских лугов по всем горным хребтам Большого и Малого Кавказа, где живет более или менее оседло, только изредка спускаясь зимою до 5–4.500‘ н. y. м., вообще же держась не ниже 6.000′. Эта полоса альпийских лугов опоясывается, как кольцом, поясом леса, где тетерев не держится, и это, без сомнения, придает столь определенный характер занятым им станциям; только там, где, как, наприм., на северном Кавказе, лесной пояс прерывается, кавказский тетерев спускается зимою ниже полосы альпийских лугов. В противность горной индейке, которая держится около ледников, тетерев населяет альпийские луга там, где они прилегают на своей нижней границе к зарослям рододендронов, отделяющим их от лесной области. Если здесь есть разбросанные там и сям березовые деревца и кустики или даже небольшие рощицы, тем скорее можно найти здесь тетерева, но в лесную полосу он не идет дальше её опушки. Говоря о распространении тетерева в верховьях притоков Кубани, Лабы и Урупа, Н. Я. Данник следующим образом описывает эту интересную местность: „Эта местность, читаем мы у него, в высшей степени интересная как для естество испытателя, так и для охотника, имеет самый дикий характер.
Она не представляет ни одной обширной равнины, ни одной сплошной возвышенности, а множество глубочайших долин и ущелий, которые отделяются друг от друга хребтами, пересекающимися во всевозможных направлениях. Более чем до половины высоты склоны их покрыты лесами, кое-гделиственными, а большею частью хвойными. Эти леса вполне сохранили свой девственный характер: здесь и теперь часто встречаются сосны, ели, пихты и ясень более трех обхватов толщины; до сих пор обитает почти всюду истребленный зубр; мы сами слышали тут рев барса, почти ежедневно видели альпийских козлов, серн, оленей и медведей. Над лесной областью располагаются альпийские пастбища, покрытые вначале высокой, сочной травой и множеством разнообразнейших цветов, а потом, по мере приближения к снежной линии, делающиеся все более и более скудными. Вот на этих-то пастбищах и на границе с ними лесной области живет кавказский тетерев. В противоположность горным курочкам или горным индейкам, он не встречается на голых скалах, точно так же как и на самых высоких пастбищах, покрытых приземистой травой; настоящим местопребыванием его следует считать альпийские луга, покрытые богатой растительностью, и верхний пояс лесов. Часто он держится вблизи узких горных тропинок; раза два я видел самку, бегающую по ним со всем своим семейством. Она, вероятно, водит сюда своих детенышей, чтобы приучить их отыскивать насекомых, живущих в навозе. Попадается также этот тетерев на опушках горных лесов, в кустах низкорослой березы, в зарослях рододендронов и т. д.“
Ф. К. Лоренц описывает места, занятые тетеревом в горах около Кисловодска, как весьма труднодоступные, с крутыми откосами, покрытыми травой и разбросанными по ним крупными и мелкими камнями. Но и здесь он живет выше полосы лесов.
Наконец в совершенно подобных же местах живет тетерев в Закавказье, как это видно из следующего описания г. Михайловского: „На (Ахалцихских) горах, между селениями Андрия- Цминда и Уровель, где я случайно согнал несколько тетеревов, ходьба в высшей степени неудобна, а стрельба в лет связана с значительными затруднениями. Вследствие обрывистых склонов, приходится карабкаться держась за пни и корни деревьев, мелкие камни вырываются из-под ног и нужно внимательно следить, чтобы не слететь в кручу. На стадо кавказских тетеревей (4 самца и 2 самки) я напл еще раз переезжая гору Арилян-баши, в 18 верстах за Ахалцихом. Это было в начале мая… Добравшись до пояса горных лугов, перед нами открылось небольшое ровное место, покрытое обветшалой, приклонившейся травой; местами ле жали не успевшие еще стаять пласты снега… Легкий туман носился над обнаженными березами и ольховыми кустами, с вершин от- дельно стоящих сосен раздавалась скромная песня лесной щеврицы. Мы спускались с небольшой покатости к ручейку снеговой, воды, как вдруг неожиданно слетела пара черных тетеревей из- под соседних кустов. Осматривая место, я заметил на небольшой гладине, шагах в 50, плотно припавшую в траве тетерку, а подальше высовывалась черная голова самца, вытягивающаго шею и собирающаяся улететь. Остановив лошадь, заложив поводья на оргал седла, я усггкть только снять двустволку, прицелиться и про махнуться по вылетевшим птицам. Сойдя с лошади, я пошел по томЗ’г направленно, куда полетели тетерева, и нашел скопившееся стадо по другую сторону отделявшей меня кручи, в таком месте, кзгда нельзя было пробраться. Я наблюдал их в зрительную трзтбкзт: они спокойно гзгляли по покрытой мохом покатости, вытяги вая шею и поднимая грз^дь, пли подбирали что-то с земли, а потом скрылись бегом в разные стороны к ближайшим кустам“.
По всем своим привычкам кавказский тетерев является настоящей горною птицею, которая проводит большую часть своего времени на земле. Преследуемый, он большею частью пытается спастись бегством, поднимается только в случае очень настойчивого преследования, и тогда, пролетев короткое расстояние, опускается чаще всего опять в траву. Там, где есть деревца, тетерев не избегает садиться на них и, раз сев, сидит замечательно крепко. Вообще, вследствие малого преследования и -жизни в таком поясе гор, где зимою человека совсем не бывает, тетерев очень смирен или, как обыкновенно говорят, глуп и иногда выдерживаешь 2 — з выстрела, прежде чем слетит с своего места. Поднятый тетерев летит обыкновенно под гору и, несмотря на свои короткие крылья, летит очень быстро, издавая особый свист крыльями; самка взлетает с особым писком.
Тетерев питается почками, цветками, семенами, листьями и плодами разных растений и насекомыми, преимущественно жесткокрылыми. Зимою он очень охотно кормится березовыми почками, наедаясь ими с утра так, что зоб оттопыривается вперед.
Наблюдения над периодическими явлениями в жизни кавказская тетерева очень отрывочны, но по крайней мере относительно весенняя образа жизни сведения достаточны полны. В начале мая на северном Кавказе тетерева уже токуют. В это время солнце печет так сильно, что, оставаясь долго под его лучами, с непривычки можно получить настоящие ожоги с пузырями, тогда как даже легкий ветерок, благодаря обилию снега в горах, обдает холодом. Горные речки и ручьи с страшным шумом и грохотом катятся по каменистому ложу, на дне ущелий. Горные птицы, каковы темногрз^дые горихвостки, альпийские галки, желтые пеночки, белогрудые дрозды и друг., празднуют свой брачный период, оглашая веселыми голосами еще скудно покрытые зеленью горные склоны и леса… На тока тетерева собираются в количестве до 20 штук, иногда на очень крзпгом склоне, покрытом ветошью и там и сям разбросанными пашнями. Но несмотря на такое количество токующих самцов, ток тянется вяло, и большинство птиц держится почти неподвижно, разве только переступая с ноги на ногу. В токе З^частвуют как старые самцы, так и молодые, еще в серо- пестром невзрослом наряде, и тут же, притаившись у камней, держатся самки. Молодые самцы и самки, благодаря своей окраске, могут быть замечены только на близком расстоянии; старые же самцы чернеюшь уже издалека. Поза токующего самца очень оригинальна: он откидывает назад голову, втягиваешь шею, выпячиваешь зоб, опускаешь крылья и поднимает хвост, не распуская его, однако, веером. Никаких звуков токующий кавказский тетерев не издаешь, как в этом можно убедиться, наблюдая его из-под прикрытия на близком расстоянии, но иногда взлетывает, поднимаясь с аршин над землею, иногда переступает боком. И то и другое вызывается пёредвижениями самки: если самка медленно переходит с места на место, самец боком идет за ней; если она быстро перебегает, он перелетает следом. Только при взлетывании самец издаешь слабый писк, в роде цир-цир-цѵр, громко хлопая в то же время крыльями. Но в противность этому вялому общему ходу тока, кавказские тетерева, по наблюдениям г. Лоренца, очень драчливы, и дерутся даже с большим ожесточением, нежели обыкновенные косачи.Иногда на токах собираются только молодые тетерева, и обыкновенно молодых на току более, чем старых. Токующий тетерев мало обращает внимания на окружающее, и к нему не трудно по дойти на бо— 50 шагов, даже без всякого прикрытия. Два-три про маха он обыкновенно также выдерживаешь, не снимаясь с места. Но самка гораздо осторожнее: слетает при приближении охотника, и тогда за нею слетают самцы. Спугнутые с токовища тетерева через какие-нибудь полчаса снова возвращаются на него и ток возобновляется, как будто ничего не было.
На ток тетерева слетаются часов с тести вечера, токуют до наступления темноты и ночуют на том же месте. Утром ток начинается, едва побледнеет небо, и тянется часов до восьми, когда тетерева улетают кормиться в березовые заросли. Судя по наблюдениям Млокосевича в Закавказье, период тока продолжается до конца мая и даже до начала июня.
Гнездо кавказскаго тетерева представляет неглубокую, едва выстланную сухой травой ямку под камнем; число яиц кладки до ио, но число цыплят обыкновенно меньше, 6 — 7 . Время вывода детей приходится, по-видимому, на конец июня и начало июля, по крайней мере на северном Кавказе. Ко второй половине июля птенцы становятся ростом с куропатку. Самец, естественно, не принимает никакого участия в воспитании детей, мать же заботится о них и охраняет их совершенно так, как обыкновенная тетерька. Выводки, вероятно, не разбиваются до зимы, так как осенью молодые тетерева, и самцы, и самки, держатся со старыми самками, образуя стаи больших или меньших размеров. Удивительно, что молодые тетерева и самки зимою вообще строже старых самцов. Зимою, чуть начнет брезжить, тетерева отправляются на кормежку. Усевшись на березах, они пропускают ветви через клюв, обрывая почки, и туго набивают ими свой зоб, чтобы среди дня отдыхать, не кормясь. Кроме почек, кормятся листочками и другими растительными веществами, на полянках, где снег сдуло ветром, добывают из-под снега оставшиеся ягоды и т. д. Неизвестно, закапываются ли кавказские тетерева на ночь обыкновенно в снег, но они делают это, если их настойчиво преследуют.Специалы-юй охоты за кавказским тетеревом нет: их бьют только попутно, при охоте на другую дичь нижней полосы альпийской области, каковы горные курочки, горные индейки и пр.
Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”