Примерное время чтения статьи 8 минуты

Национальный тип пойнтера особенно сквозит в собаках А. А. Ланского. Хотя патриархи его кеннеля и были вывезены из Англии (собаки лорда Сэфтона), но дальнейшей вязкою их с московскими собаками А. А. Ланскому, по словам Менделеевой, удалось создать «определенный фамильный тип, соединявший высокие полевые качества с выставочными, закрепленные до полной константности тщательным отбором и осмысленным инбридом, отвечающей по манере работы идеалу легавой для русской охоты.» «Спорт IX» и «Нана», кровь которых имелась в лучших русских собаках и, между прочим, в знаменитом «Микадо» Вострякова, отличались «могучей сложкой, с громадным запасом мускулатуры, – тяжеловатые на вид, но легкие на ходу». (Ежегодник О. Л. П. С). Таким образом следует признать, что все официальные стандарты, как описательные формулы статей собаки, – понятия без конкретного содержания, допускающие разнообразные восприятия и по которым судить собаку – значит влагать в этот стандарт исключительно субъективные начала кино-эстетики. Никакие описания не могут дать представления о формах и соотношениях частей живого организма, если они не выражены объективно и преимущественно мерою и числом. Вот почему вопросы стандарта тесно связаны не только с вопросами рационального сложения собаки, который по разному решался в кинологической истории, но еще и с соображениями эстетики, различно воспринимаемой. Для придания пойнтеру легкости, быстроты и тонкости общей графики корпуса, то по соображениям рационализма, то по соображениям эстетики – английские заводчики вливают ему кровь борзой. Когда же выяснилось, что прилив этой крови повел к уменьшению силы чутья и психических способностей собаки, а также придал некоторою подуздоватость щипцу и слабый перелом, обратно, начали изгонять эти признаки, вливая пойнтеру кровь-антипода борзой-бульдога. Кроме исправления перелома – кровь бульдога считалась необходимой – для исправления прута и зябкости пойнтера. Наряду с этим, вероятно, с целью усиления чутья и мощности колодки, пойнтерам приливали кровь кровяной собаки, меделяна и ньюфаундленда,  Аркрайт в своей монографии цитирует Oanleigh’a, который приводит такой «био-химический» стандарт: «пойнтер должен иметь одну часть крови настоящего испанского пойнтера, – одну восьмую часть крови фокс-хоунда и одну шестнадцатую часть крови собаки св. Губерта». Читая эти схоластические рецепты, напоминающие собою химические формулы «философского камня» средних веков, приходишь к убеждению, что современный пойнтер что-то вроде коктэйля, традиционного напитка английских семей, представляющего из себя сложную смесь желтка, виски, шерри-брэнди и других ликеров, формулы коего составляет семейную тайну и вместе с титулом передаются по наследству.

Дальнейшие биологические опыты продолжались… Пойнтеру вновь приливается кровь фокс-хоунда, с целью создать более мощную колодку и крепость ног. В соответствии с этими опытами, конечно, меняются взгляды на стандарт, который по мнению кинологов должен из себя представлять не подающиеся критике «божьи слова». Когда, казалось, были использованы крови главных пород собак, английские собаководы начали вязать своих питомцев с особым типом, т. н. дропперами, продуктами скрещевания сеттеров с пойнтерами, для обновления крови. Гладкошерстый дроппер вязался с пойнтером, а длинношерстый с сеттером, что, по мнению заводчиков, должно было повести к улучшению также и полевых достоинств.

Кстати сказать, по мнению многочисленных английских авторитетов – дропперы, как с уклоном к типу пойнтера, так и с уклоном к типу сеттера, обладали выдающимися полевыми качествами, совершенно не уступавшие ни в чем собакам, прошедшим фильд-трайльсовый стаж и отмеченных судейскими наградами. Такой пойнтерино-сеттериный „мезальянс” слишком шокировал традиционных англичан, чтобы тип этот мог получить какое либо самостоятельное значение.

 Эти дропперы отошли в область истории, сыграв роль „биологического приема” для контакта кровей. Пожалуй, их можно найти и сейчас у наших отечественных „Ермолаев”, охотящихся, как и во времена Тургенева, со своими „Валетками”, и для которых рубашка барской собаки и её формы – служили веселой темой для добродушно-саркастических замечаний.

Смешение индивидуальных особенностей двух расс повело к новому изменению стандарта, ибо старый тип пойнтера видоизменился опять. *)

Когда все комбинации, казалось, были использованы и пойнтер представлял собою сложную смесь разных кровей – начали раздаваться голоса за необходимость замкнуть биологический круг и вновь вернуться к прародителю, испанскому браку. Для этой операции, по неведомым причинам, обратились не к испанскому браку типа пердигуэрос, наиболее вероятному родоначальнику пойнтера, а к французскому браку; кровь его опять вызвала некоторое изменение форм пойнтера. Все эти комбинации иногда, по закону реверсии, давали собак, с явно неправильными чертами. Для борьбы с этим явлением и для изгнания отрицательных признаков реверсии, ставшей весьма частой – судьи на выставках начали давать чемпионат как раз тем собакам, которые по форме каких либо наиболее важных частей, – были противоположностью собакам общепринятого или модного экстерьера. Когда «оборзячение» пойнтера начало принимать угрожающие размеры, – судьи премируют собак грубых, широколобых, но с массивным костяком и крепкой мускулатурой. Таким был чемпион «Банг» С. Прайса, который и получил это звание не по стандарту, а в качестве судейского протеста против борзоватости пойнтера. Еще раз сказалась условность стандарта.

В связи с разнообразием типа пойнтера и невозможностью создания нескольких стандартов для модных в 40 годах собак завода Эдж – тонконогих,  легких и борзоватых и, противоположных им, заводов Дерби и Сефтона – на первой английской выставке было создано два класса: легких пойнтеров – при среднем весе в 50 ф. и тяжелых – при 70 ф. Это выставочное требование создает опять тот дифференциальный стандарт, о котором говорилось выше и, это – правильно, если признать обязательным соответствие форм собаки с условиями охоты и вкусами охотников. «Всякая порода собак, говорит Сабанеев, автор лучшего русского труда по кинологии, с течением времени более или менее видоизменяется, сообразно вкусам и потребностям любителей. Замечание это в особенности относится к собакам с таким специальным назначением, как все охотничьи. Вместе с изменением условий охоты неизбежно изменяется и порода. Вот почему современные пойнтера не могут быть такими, какими они были лет сорок, пятьдесят тому назад. Очень многие русские, немецкие и французские охотники убеждены в том, что тип пойнтера меняется по крайней мере каждое двадцатилетие и что современный пойнтер имеет мало общего не только с пойнтерами первых выставок, но даже с пойнтерами 70-х годов».

Хотя последнее мнение Сабанеев считает несколько преувеличенным, а потому, по его мнению, и чемпионы первых выставок были бы и теперь пер­воклассными пойнтерами, – однако, необходимо признать, что детали форм собаки, играющие весьма важную роль при высоких наградах,- безусловно не те, кои требовались и почитались в 60-х годах. Может быть старые чемпионы и были бы признаны при современных взглядах на экстерьер классными собаками, но я не сомневаюсь, что они не заняли бы теперь первых мест, насколько возможно судить об этих героях по описаниям и рисункам.

Необходимо остановиться несколько подробнее на одном обстоятельстве, которое сыграло не маловажную роль в истории стандарта пойнтера. Как выше мною было подчёркнуто – взгляды судьи на будущее заводчества и его интересы – часто заставляли его давать чемпионат такой собаке, которая не могла иметь этого места, если бы её расценивали только с точки зрения   бумажных требований экстерьера. Необходимость исправить массовой дефект, наблюдающийся среди собак данного класса, например, узость щипца или тонкокостие, – заставляла судью давать чемпионат собаке типа «Банг» С. Прайса.

Не посвященные в судейские тайны и скрытые желания его – многие добросовестно полагали, что данная собака получает не бутафорский чемпионат, а действительно отвечающий всем требованиям писанного стандарта, поскольку можно его объективно познать и применить для данной собаке. В действительности же стандарт, хотя и в очень полезных интересах улучшения заводчества, – все же выворачивается на изнанку и вносит новую путаницу в среду всех лиц, интересующихся пойнтерами.

С. В. Пенский, которого цитирует в своем труде Сабанеев, говорит следующее: «… Английские судьи, изменяя свои взгляды при оценке пойнтеров, имеют в виду не частные интересы некоторых заводчиков и совершенное изменение типа, а изменение заметных в массе недостатков. Вот почему они присуждают звание чемпиона и дают призы таким собакам, которые в данную минуту могут способствовать этому исправлению. Таким образом, чемпионами могут быть и не первоклассные собаки, а собаки хотя имеющие заметные недостатки, но отличающиеся какими либо качествами, особенно такими, в кото­рых ощущается наибольшая потребность… Многие чемпионы поэтому могут дать весьма превратное понятие о типе»…

И вот, на основе этого принципа не только извращается сущность экстерьера, но, более того, создается невыносимое положение, при котором собака с идеальными формами должна уступить первенство явно дефективному пойнтеру, с какими либо утрированными статьями, дабы за счет «частных интересов» лечить будущее собак от замеченных недостатков. Цель выставки – абсолютная расценка собак устраняется, и экспертиза дискредитирует себя. Несомненно – такой принцип – меч без рукоятки: он ранит обе стороны. Если он улучшает будущее потомство, то, обратно, он его и ухудшает, чему доказательством служат следующие слова Сабанеева: «… Заводчики-барышники пользуются этим недоразумением (присуждением бутафорских чемпионатов), и французы не без основания упрекают англичан в том, что они меняют тип из меркантильных расчетов, чтобы не дать иностранцам, купившим хороших производителей, отбивать хлеб у английских заводчиков… Собаки, которых вы купили и от которых вывели породу теперь не в моде. Мы создали новый тип, а потому извольте раскошеливаться».

Таким образом, то индивидуальная эстетика судьи, то его взгляды на наиболее подходящий тип собаки, то его личные законы наследственности и, наконец, заботы о будущем заводчестве – создала такую   путаницу,   что   об   интегральном экстерьере не могло быть и речи, а выставки стали носить характер лотереи, где сомнительных статей пойнтер мог занять первое место, если он случайно отвечал взглядам данного судьи или на каноны экстерьера или на « будущее» потомство.

Положение окончательно запуталось в силу того факта, что кинозаводчество в Англии носило и носит в настоящее время меркантильный характер. Знатные лорды, брезгливо относящиеся к торгу, продают из своих кеннелей собак, как заправские торгаши. Им не уступают в этом занятии почтенные священнослужители, кои, как это ни странно, усиленно разводят собак и весьма успешно торгуют ими. Коммерческий ажиотаж, роль моды в создании типа собаки и некоторые нездоровые принципы выставок заставляют весьма скептически относиться к будущему собаководству Англии.

На основе всего вышеизложенного необходимо прийти к следующим выводам: а) что писанный канон собаки, так называемый стандарт – понятие без конкретного содержания, ибо внешние формы описать нельзя с такой точностью, которая устраняла бы все индивидуальные восприятия; б) что наиболее объективная форма писанного стандарта может быть выражена преимущественно числом, ибо пропорциональность и соотношение отдельных частей собаки, т. н. Гармония – невозможна к познанию без относительных величин; в) что стандарт собак – есть сложная комбинация условных требований эстетики, признаков породности и рабочих качеств собаки, насколько последние проектируются при внешнем осмотре; г) что единого (интегрального) стандарта не может быть, если этот стандарт должен отвечать практическим задачам охоты, разнообразной по условиям времени и места; д) что этот единый стандарт должен распадаться на несколько отдельных стандартов – по основным типам собаки, отвечающим формам охоты; е) что для создания описательных стандартов должно быть произведено строгое разделение требований эстетики, признаков породности и признаков рабочих, причем это описание должно опираться на выводы анатомии, физиологии и зоотехнии и сопровождаться кинометрическими средними цифрами.

Только при осуществлении этих принципов возможно устранение бесконечных дискуссий и всякого рода недоразумений, возникающих на почве субъективного восприятия экстерьера.

Некоторые трудности, связанные с проведением этих принципов, не должны остановить кинолога, если он смотрит на кинологию, как на научную дисциплину.

*) Среди английских заводчиков самые сложные комбинации кровей ни в ком не вызывали удивления. Так собаки Тома Стэдмана, известные под аффиксом „Молльвейды”, представляют из себя «англичан», получившихся в результате скрещивания их с «ирландцами» Другой заводчик, имеющий мировое имя, Р. Пюрссель Лльюэллин выращивал в своем кеннеле последовательно гордонов, „лавераков” и англичан, делая необычайно сложные комбинации кровей. Его „лавераки” имели кровь гордон-сеттера, ирландца и англичанина других кеннелей. Это не помешало его суке „Флэм” взять несколько чемпионатов и считаться и летописях кинологической истории примером классических форм. Бросив „лавераков” из за их горячности и упрямости, – он перешел к новым опытам и нынешний „лльюэллин” сеттер имеет кровь: а) старинных гордонов; б) трехколерных сеттеров лорда Ловат;  и   в) английских сеттеров сев. Англии. В результате „Новел”, который берет 6 чемпионатов Лондона и Бирмингема и 5 полевых чемпионатов. В биографическом очерке Пюрссель Лльюэлина, который приводит английский журнал „The Field” рассказывается, что при розыгрыше Дерби Кеннель-Клуба в 1882 году на полевых испытаниях 4 сеттера П. Лльюэллина заняли первые места, побив всех конкурентов и были награждены первым призом. Все 4 собаки были настолько хороши, что судьи затруднялись выделить на первое место какую либо одну собаку. Так стояли судьи в раздумье, пока один из них, по-видимому, наиболее остроумный, не предложил вызвать Лльюэллина и просить его самого указать на лучшую собаку. Владелец скоро вывел судей из их трагического положения, указав на Сэбль Бондгу, как на лучшую из четырех лауреатов.

Последующая часть. Предыдущая часть



Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!