Примерное время чтения статьи 6 минуты

МЕНЗБИР, ПТИЦЫ РОССИИ, Т. I

Дупелиный ток.

Охота на токах.

Что касается собственно самок, то, как было сказано выше, через несколько дней после начала токов они прилетают на них и понимаются с самцами, что повторяется в продолжение нескольких дней. Следует, однако, заметить, что вряд аи это всегда происходить на самом току. Судя по дневному образу жизни дупелей в 

это время, весьма вероятно, что самцы понимаются с самками в некотором расстоянии от тока, может быть даже и очень дальнем, хотя некоторые промышленники положительно утверждают, что они наблюдали самый акт на окраине токовища. Несомненно во всяком случае только одно, что самок гораздо меньше самцов, по крайней мере в средней полосе. Не говоря уже о том, что самки, как насиживающие яйца и заботящиеся о детях, во всяком случае имеют гораздо больше шансов попасть на зубы к какому-нибудь хищнику, чем самцы, нельзя не заметить, что чуть ли не большинство их гибнет от стрельбы на токах. При ловле сетями, силками – другое дело: там бегающие и дерущиеся самцы имеют гораздо более шансов попасть и запутаться в снасти, чем более тихие самки; но при стрельбе, именно потому, что они тихи, т.-е. потому, что более шансов попасть в них, они и выбираются промышленниками. К тому же они жирнее.

С рассветом, как сказано, дупеля один за другим покидают ток и отдаляются от него иногда на весьма значительное расстояние. Можно даже сказать, что так бывает в большинстве случаев, и около, недалеко от тока, остается только самое незначительное число особей. Судя по тому, что эти особи обыкновенно одиночные, а не парные, можно предположить, что это молодые самцы, на долю которых не выпало спариванье с самкой. К тому же молодые токуют долее старых и весьма вероятно, что они лежат недалеко от токовища только в виду того, что наступивший день не дал им времени уйти дальше, т. к. днем дупеля в таких случаях перемешаются неохотно.

Как бы то ни было, самка, выбравши самца, удаляется вместе с ним с тока. Как долго не расходятся пары, сказать трудно. Днем их можно находить с собакой, но следует заметить, что во всяком случае они забираются в крепь и всегда вдали от токов. Вероятно, такие пары держатся вместе до вечера, когда самцы опять приближаются к токам, а самки остаются одни и может, быть, уходят к гнездам. Но что касается времени кладки яиц, я окончательно не могу точно определить его.

Дело в том, что на тока самки прилетают довольно рано, иногда еще задолго до рассвета. Таким образом, остается предположить, что яйца откладываются около полуночи, но с этим весьма трудно согласиться, и пока не будет сделано прямых наблюдений, лично я думаю, что дупель кладет яйца через день.

Так или иначе, а в половине мая самки начинают класть яйца и вместе с окончанием кладки перестают посещать тока. Таким образом, нормально появление самок на токах прекращается около 2о-го мая. В тоже время и более сильные, т.-е. более старые, самцы начинают удаляться от токов и токовать продолжают только молодые, которых игра затягивается иногда далеко в июне. Самки же в это время почти не сходят с гнезд, и если какая из них появится на току, – то только та, которая потеряла яйца первой кладки. Да и то бывает редко: вторичная кладка у дупелей – явление далеко не обыкновенное.

Вместе с тем в конце мая замечается и сильная убыль дупелей. Самцы забились в крепь, самки заняты высиживанием, осталась одна молодь, годовалки, но и те скоро уйдут поправляться после своих любовных похождений, и дупелей как не бывало.

Нельзя не заметить, однако, громадной разницы во влиянии токов на самцов и самок. В то время как первые во время токования истощаются ужасным образом, вторые отличаются особою полнотой, сытостью. Это явление, общее для всех полигамических птиц, само собою понятно и не требует объяснения. Но проходить неделя, другая, – и полы сравниваются. Самки худеют, во время насиживания до того, что не уступают в худобе самцам, последние забились на линьку в крепь, – этим и оканчивается весенний период жизни дупелей: для самцов с окончанием токов, для самок  –  с выводом молодых..

Весенняя охота на дупеля.

Таким образом, мы познакомились с весенним образом жизни дупеля и, чтобы закончить эту главу, мне остается только описать все известные способы весенней охоты за дупелями. Впрочем, в этом отделе я ограничусь описанием только промысловой охоты за дупелями, потому что егерская, хотя и производится весною, носит, однако, скорее случайный характер, и потому правильнее отнести ее в главу о летнем образе жизни дупеля.

Самая распространенная, самая истребительная охота – охота на токах вообще, т.-е. безразлично, будет ли это стрельба, ловля сетями, сильями или поножами. Строго говоря, это даже не охота, – это промысел, грубый, первобытный способ ловли дичи, один из этих способов, которые как бы исключительно направлены на истребление дичи, – промысел, сильно распространенный во всей средней полосе России. Вероятно, большая часть дупелей добывается на токах, а сколько уходить подранков, изуродованной дичи, сколько пропадает её без пользы для человека, попадает в когти хищников, – об этом нечего и говорить.

Охота на токах начинается весною не ранее десятых чисел мая, т.-е. когда тока начались уже несколько дней и разгоряченные птицы, совершенно предавшись половому стремлению, ничего перед собою не видят, не слышат, и токуют почти без перерыва с заката солнца до его восхода.

В это время во многих губерниях, например, Ярославской, Костромской, Вологодской и др., дупелей уничтожают В громадном количестве. Промышленники обыкновенно еще до начала токов знают, где они будут происходить, и если ошибутся, то только незначительно. Этому помогает обыкновение птицы каждогодно собираться на одних и тех же токовищах, упорное предпочтение, отдаваемое одному месту, несмотря на сильное преследование, и, наконец, со стороны промышленника — знание местных условий. В области Шексны, например, по словам Арсеньева, дупеля токуют на гривах, в тех случаях, где есть росчисти, не затопленные водой.

Таким образом, в этом случае, что вообще относится до всех приречных местностей, иногда весьма удобно удается высмотреть токовище с лодки. В противном случае, если это и не удастся, токовище легко найти по тем признакам, которыми оно характеризуется: сильно помятая некось, валяющиеся перья, – все это безошибочно указывает на место дупелиного тока и ошибиться очень трудно. Наконец, просто можно выслушать ток на вечерней заре Как бы то ни было, узнав место токовища, охотник прежде всего заботится найти себе поблизости какое-нибудь прикрытие.

Место дупелиного тока вообще таково, что прикрытие найти не трудно, и потому для постановки сети всякое токовище более или менее удобно и, во всяком случае, пригодно. То же надо сказать и о стрельбе на токах, но об этом дальше. – Удобнее всего выбирать такой ток, который лежит на поляне среди кустарников или среди высокой прошлогодней некоси, которой стебли торчать высоко и, перепутываясь между собою, представляют обыкновенно совершенно надежное убежище. В таком случае, спрятавшись за кусты или в некоей, даже не совсем, промышленник на своем месте. Только на очень открытых токах приходится прибегать к искусственному скрытию своей фигуры и по необходимости надо устраивать шалаш или, вернее, подобие шалаша. Дело в том, что ночная охота далеко не требует искусной отделки шалаша. Достаточно забрать его так, как забирается шалаш при стрельбе на току косачей: чем реже, тем лучше, тем больше будет он походить на окружающую его обстановку, тем меньше внимания будут обращать на него птицы. Таким образом, устроить шалаш дело не хитрое, не надо только слишком мудрить, и брать тот материал, который будет под руками: кусты – так хворост; некось, камыш, тростник – брать их и совершенно довольно. Дупель – не тетерев. Он токует с таким азартом, так мало обращает внимания на окружающее, что убить его далеко не мудрено. Можно только посоветовать класть шалаш как можно ниже: если придется лежать, – что же делать, – подостлать что-нибудь под себя и дело с концом. Низкий шалаш, мене обращая на себя внимание, особенно удобен на открытом токе и исключительно при ловле сетью. Если приходится стрелять, нечего и говорить, что низкий шалаш никуда не годится. Да в таком случае лучше и совсем его не класть, а найти ток, окруженный кустиками,—конечно, если позволять местные условия. Как бы то ни было, шалаш при охоте на дупелиных токах – совершенно второстепенная вещь и никак не составляет главного условия добычливой охоты.

Гораздо важнее второе условие: заблаговременно прийти на ток. Хотя дупель и лежит очень крепко и надо подойти очень близко, чтобы заставить его взлететь, но если, подходя к току, распугаешь несколько дупелей, дело далеко не приятное: ток, конечно, состоится, но начнется позднее. Таким образом, следует приходить на место за несколько времени до заката солнца, когда дупеля еще только подвигаются к токовищу и лежать от него в некотором отдалении. Надо заметить, однако, что на основании сказанного никак не  следует предполагать, что дупель приближается к токовищу медленно. Скорее наоборот: перебегая или перелетая, он добирается до токовища в небольшой промежуток времени, иногда с довольно большого расстояния.

Вот все, что можно было сказать о приготовлении к охоте на дупелином токе.

Предыдущая часть Последующая часть



Красный ирландский сеттер
Красный ирландский сеттер

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!