По мере того как тетерьки садятся на яйца и перестают посещать тока, косачи также прекращают токование и улетают в крепи, где и перелинивают. Для этого им вовсе нет надобности удаляться на большое расстояние от тока. Все дело в том, чтобы место было глухое, и птица не боялась быть потревоженною. Поэтому, если такой укромный уголок находится близ токовища, косач перебирается в него, если же около токовища не находится ничего подходящего, птица улетает даже на большое расстояние отсюда. Л. П. Сабанеев говорить, что в башкирских степях косачи для линьки улетают верст на пять от их весеннего местопребывания, в так наз. кардашники, т.-е. почти непроходимый лес, растущий по болотистым и кочковатым берегам озер и рек. В Пермской губ., по словам г. Ушкова, косачи для линьки выбирают места на окраинах болот, с березовым мшарником, и в густом мелком 6ерезняке. Последнее относится также и к средним губерниям. В южных степях косачи во время линьки волей-неволей держатся как в мелком кустарнике, так и в вишеннике. На севере, в лесной области, многие косачи часто избирают местом своего пребывания густой ельник. Вообще несомненно лишь то, что в описываемое время косачи очень нуждаются в близости воды.
Так как старые косачи первые начинают токовать, они первыми же и улетают с тока. Следовательно линька у них наступает раньше, чем у молодых, которые вообще во всем запаздывают. Ф. К. Лоренц еще в 1894 году сделал интересное сообщение, справедливость которого я мог многократно проверить, что у кончивших токовать косачей очень быстро облезает голова и горло, где временно вырастают отчасти более бледные, отчасти пестрые перья, которые при общей линьке в августе заменяются нормальными для старого тетерева перьями. Таким образом происходит частная линька, с чего собственно и начинается этот крайне болезненный и тяжелый для птицы период. С тока косач улетает в совершенно истрепанном оперении, и при том весьма истощенным; но на обильном летнем корме он быстро поправляется.
Линька начинается следовательно в разных числах июня и длится очень долго: не 12/2 месяца, как думал М. Н, Богданов и как это с его слов повторил Л, П. Сабанеев, а около 21/2, так что совершенно оканчивается в сентябре, а у запоздавших даже в начале октября. Положим, при поверхностном взгляде может показаться, что в августе тетерев уже совершенно перелинял; но не надо большого внимания, чтобы найти между новыми еще много старых перьев и убедиться, что все большие перья еще не доросли, с кровяными пеньками. Линька мелкого пера у косачей начинается одновременно на плечах, зобе и надхвостье и оканчивается шеей и головой; последними сменяются маховые и рулевые.
Тогда как обыкновенно линяющие косачи держатся совам в других местах, нежели выводки, кой -те наблюдается противное. Так, в Симбирской губ., по словам Богданова, косачи ,проводят Кто по опушкам и около полян лиственных лесов и смешанных боров, по порубам, заросшим частым лиственным лесом, в тех же местах, где и курочки с выводками. Так же как эти на утренней и вечерней заре выходят они кормиться на ягодники. В полдень косачи забиваются в частые опушки, в густую траву и под папоротник. Последний они особенно любят, так как почва под ними сыровата и не нагревается так сильно солнцем. В жаркое время косач иногда целые дни лежит на сырой земле в тени папоротников, или роется в истлевшей древесине давно упавших древесных стволов, и только на утренней заре и в сумерки выходит кормиться на ягодники часа на 11/2 – 2. Линяющий косач гораздо осторожнее курочки. Сознавая слабость облинявших крыльев, но никогда не остается так долго на ягодниках, как выводки. И в продолжение всего линянья он не летает добровольно, а поднятый – старается скорее долететь до чащи и спасается бегом, никогда не садясь на дерево. Эта слабость полета, а с другой стороны обильная пища на ягодниках, и обуславливают полную оседлость косача летом. Действительно, в июне и июле косач живет на очень небольшом участке; и суточные переходы его простираются только на несколько десятков сажень. В некоторых местностях косачи летом живут поодиночке, в других же они собираются во время линянья по несколько штук и вместе выходят на кормежку.
Позднее, вместе с сокращением ягодного корма, косачи успевают уже настолько перелинять, что могут выбираться из леса на более открытые места, и постепенно все далее и далее улетают от леса в яровые хлеба. Это обыкновенно бывает в начале августа и продолжается недели две-три, а когда хлеб уберут с полей и перевезут на гумна или оставят в кладях на поле, косачи начинают летать на жнивья. По утрам старые косачи и холостые тетерьки выбираются из леса, где ночевали, на его опушку и здесь рассаживаются поодиночке по деревьям, чтобы, посидевши некоторое время, слететь на поле.
Таким образом и молодые и старые тетерева, перелиняв, выбираются из леса на открытое место и начинают все теснее и теснее сходиться друг с другом, что приводить к образованию первых стай.
Такова летняя жизнь тетеревов. Следовательно, со времени слета на ток и до конца лета, тетерев является почти исключительно наземной птицей, избегая садиться на деревья. Напротив, осенью и зимою тетерева только кормятся и ночуют на земле, обыкновенно же держатся на деревьях. Конечно, в разных местностях, в зависимости от тех или других условий, образ жизни тетерева более или менее изменяется, но приведенного описания достаточно, чтобы ознакомиться с ходом летней охоты за тетеревами.
Последующая запись Предыдущая запись.