ОХОТНИЧЬИ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ПТИЦЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ И КАВКАЗА. М.А. МЕНЗБИР (ПРОФЕССОР ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Мензбир, Птицы России, т. I
Крик перепела состоит из двух колен; сначала птица хрипло «вавачет» или «мамачет», то есть кричит вроде «ва-вва, ва-вва», нормально не более трех раз, а потом следует собственно «бой», который можно передать звукоподражательно словами “подь- полоть”, или еще точнее звуками “фить-пит-вить”. Это колено птица издает голосом чистым, громким и повторяет от четырех до десяти раз. При «вавакании» птица приседает, надувая зоб; при первом ударе приподымается, при втором стоит совершенно прямо, поднявши голову, при третьем отклоняется несколько назад, при четвертом или позднее может даже упасть на спину.
Самка отвечает на этот призыв тихим двусложным криком и как только самцы заслышать его, стремглав бросаются к ней. Те, которые были поближе, бегут, дальние перелетают и, столкнувшись друг с другом у самки, иногда даже начинают драться между собою. Впрочем, чаще все внимание самцов сосредоточивается исключительно на самке, а когда последняя, утомленная их ласками, спасается наконец от них бегством, они снова пускаются на её розыски и тогда бой их раздается с особенной горячностью.
Как известно, бой перепелов продолжается большую часть лета, хотя в средней России в июле этих птиц можно слышать только изредка. Такая продолжительность времени боя уже сама по себе указывает на продолжительность гнездового периода, и прямые наблюдения не оставляют никакого сомнения в том, что птенцы перепелят выводятся в течение всего лета. Однако, из этого не следует, что перепела повсеместно нормально выводятся два раза в лето. Это приложимо только к южной России, где первые птенцы обыкновенно бывают находимы в последней трети мая и вторые не ранее второй трети июля. В средней же России нужны исключительно благоприятные условия, чтобы перепелята успели вывестись в конце мая: обыкновенно это происходить здесь в конце июня, даже в июле и на вторичный вывод детей времени не остается.
Однако, говоря таким образом, я вовсе не отрицаю, что некоторые перепелки успевают вывести детей два раза в лето и в средней России; только я думаю, что большинство запоздавших выводков принадлежит тем самкам, которые почему-либо утратили яйца первой кладки или первых птенцов. Поздних перепелят встречают в средней полосе не только в августе, но даже в сентябре.
М. Н, Богданов в свое время привел даже совершенно исключительные случаи нахождения неоперившихся перепелят до 22-го сентября. Распространяться о судь6е этих поздних выводков конечно много не приходится – все зависит от погоды. Если конец лета и начало осени сухие, перепелята при обильном корме могут достаточно окрепнуть, чтобы по крайней мере откочевать к югу и уже там набраться силы для отлета. Если же пойдут дожди и рано ударять утренники, в таком случае всем им грозить гибель, весь вопрос только во времени.
Возвращаясь теперь к описанию брачного периода в жизни перепелок, мы прежде всего должны сказать, что в степной полосе они устраивают свои гнезда предпочтительно на лугах и по суходолам, равно как и в самой степи, в средней России – в хлебах. Гнездо представляет собою неглубокую ямку, то едва выстланную травками, то густо выстланную ими, при чем отдельные травки не просто накладываются друг на друга, а несколько переплетаются между собою; иногда внутренность гнезда выстилается даже собственными перышками птицы. Размеры гнезда относительно величины птицы довольно велики, но это объясняется количеством яиц, которых бывает от 8 до 20. Наичаще встречающиеся количество яиц в кладки 12-16. Форма яиц грушевидная, поверхность маслянисто-блестящая. Основной цвет изменяется от известково-белого до глинисто-буроватого, или даже желтовато-оливкового; по нему разбросаны оливково-бурые и черно-бурые пестрины, иногда редко, иногда так густо, что почти сливаются; или черно-бурых пестрин совсем нет, и они заменены мраморным глинисто-желтым рисунком, или, наконец, поверхность покрыта вместо крупных пестрин множеством точек. Длина яиц 1,1-1,2 д., поперечник 0,82-0,92 д..
Самка сидит на яйцах около трех недель, после чего из яиц выклевываются перепелята с пеньками на крыльях, из которых уже в течение нескольких дней развиваются перышки. Вместе с тем перепелята получают возможность перепархивать, почему их и называть «поршками». В случае если матка погибает, перепелята или пристают к одному выводку, или разбиваются по нескольким, почему вовсе не редки случаи, когда при матке находятся дети разного возраста. Первое время по выводе перепелята держатся около гнезда, но чем больше они становятся, тем дальше они отбегают от него. Сначала мать кормить их насекомыми, которых ловит тут же, где держится выводок, затем мало-по-малу переводит на растительный корм, и вместе с тем в степной зоне переселяется с детьми в хлебные поля, в средней России просто начинает кочевать по хлебным полям. На обильном корме перепелята вырастают и отедаются очень быстро; что же касается старых перепелов, то к концу лета они бывают чрезвычайно жирны, так что даже взлетают неохотно и только в случае крайней необходимости. По того как хлеб косят и жнут, перепела отступают в уцелевшие участки, потом забираются под снопы, копны, и здесь лежат очень крепко. Когда хлеб свезут с полей, перепела кормятся по жнивам, особенно на таких десятинах, которые начинают скоро зеленеть, и в этих перекочевках из-за корма для них проходить все время до отлета.
Относительно времени отлета перепелов надо иметь в виду, что из средней и, конечно, из северной России эти птицы откочевывают постепенно, начиная с августа. Собственно осенний пролет длится в средней России с конца августа до конца сентября и только в виде исключения перепела можно встретить здесь в октябре В южной России время осеннего пролета весьма различно в разных местах. По словам Н. Н. Сомова, в Харьковской губ. число перепелов начинает редеть иногда уже с конца августа, но настоящий отлет происходит постепенно с начала сентября. Собственно пролетные, которые держатся отдельно от местных, замечаются уже с начала августа, но они редко появляются в большом количестве. Тянется пролет до конца сентября; затем на пролете эти птицы попадаются уже в незначительном числе, и в половине октября пролет оканчивается. В Ставропольской губ., по наблюдениям Н. Я. Динника, пропеть начинается в конце августа и более или менее заканчивается к половине сентября, так что после этого остаются только одиночные особи, которые встречаются до половины октября. В степной части Крыма отлет начинается с 10-го августа, в южной части полуострова несколько позднее, около 15-го, и оканчивается около 20 сентября. Гораздо позднее происходит пролет перепелов в юго-восточной части страны. Под Оренбургом пролет длится с начала сентября до начала октября, но одиночные встречаются здесь до начала ноября. Из окрестностей Гурьева перепела улетают в течение октября, но запоздавшие встречаются здесь даже зимою, в январе и в феврале, когда замерзших перепелов находят также в стогах сена. В Закавказье перепела обыкновенно держатся осенью до ноября, после чего большинство этих птиц отлетает все-таки дальше к югу. На осеннем пролете перепела иногда летят на незначительной высоте, ночью. Так, по словам Н. Н. Сомова, в ночь с 6-го на 7-е сентября 1889 г. быль очень большой пролет перепелов через г. Харьков; множество этих птиц, ударяясь о стены и трубы домов, с глухим шумом падали на мостовую и на крыши.
Врагов у перепела очень много. Так как самка сидит на яйцах очень крепко, в это время ее без труда ловить и лисица, и хорек, и кошка. Но вместе с тем сидящая на яйцах перепелки в большом количестве гибнут под косою при косьбе хлеба, так как лязг кос и даже говор людей в непосредственной близости не могут согнать птицу с гнезда, и она остается в нем, не понимая в чем дело и надеясь остаться незамеченной. Яйца перепелов выпивают хомяки, ежи, луни и т. д., а когда период гнездования кончится, перепела много терпят от разных соколов и ястребов-перепелятников. Но самый крупный враг описываемой птицы все-таки человек, изобретший весьма разнообразные способы ловли и добывания этой вкусной и миловидной птички.
Последующая часть. Предыдущая часть.