ОХОТНИЧЬИ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ПТИЦЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ И КАВКАЗА. М.А. МЕНЗБИР (ПРОФЕССОР ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
ГЛАВА II. ДОБЫВАНИЕ РЯБЧИКОВ. МАНКА НА ПИЩИК.
МАНКА НА ПИЩИК Весной. Советы при охоте на рябчика .
(книга издания 1900 г.)
Весною охота начинается с того времени, когда рябчики покидают свои зимние местопребывания – чащи ельника и олешняк по берегам ручьев и речек, и вместе с первыми лучами весеннего солнца переселяются на более высокие и открытые места, на южные склоны косогоров и увалов, поблизости ключей, где много бурелома или где есть густой подсед. В зависимости от количества рябчиков их пары часто селятся очень близко друг от друга, в расстоянии всего какой-нибудь сотни шагов.
Следовательно, в зависимости от географического положения места и времени наступления весны, весенняя охота на пищик начинается в марте или апреле и оканчивается ближе к южной границе распространения птицы иногда уже в апреле, тогда как на севере может затянуться до начала июня. Точнее продолжительность ее можно определить так: начинается охота, когда рябчики разобьются на пары, оканчивается вскоре после того, как самки сядут на яйца. Практикуемая некоторыми охота еще по насту, на лыжах, мало занятна, потому что при этом трудно избежать шуму, который пугает рябчика, да последний еще и сам по себе идет плохо на пищик. Но когда снег почти стает, наступят даже теплые весенние ночи, без заморозков, так что по насту можно ходить почти бесшумно, и рябчики идут на пищик превосходно. Л. П. Сабанеев говорить, однако, что самый лучший весенний ход на манку бывает немедленно после того, как самки сядут на яйца, именно в центральной России – за неделю, за десять дней до цветения черемухи (середина мая). Идут собственно самцы, почему и манить надо голосом самок, и идут так «зарко», что повторно подходят на пищик даже после 1-2 неудачных выстрелов. Однако много зависит от того, какая была зима: по наблюдениям Киреевского, самый лучший и жаркий ход бывает после продолжительной и постоянной, без оттепелей, зимы и сильных морозов, и при дружной, теплой весне с обильными дождями.
Охоту надо начинать очень рано – с восхода солнца, и можно продолжать ее часов до 9-10 затем несколько часов перерыва и около трех часов охоты перед закатом солнца. В середине дня рябчик плохо отзывается, главным образом потому, что в это время с ним держится его самка, с которой они вместе кормятся. Утром же и вечером самчик в большом азарте, озабоченный тем, как бы не пустить в свои владения других самцов, занят также преследованием самки, которая более помышляет о своих семейных обязанностях, нежели о нем, идет на манку превосходно. Само собою разумеется, что состояние погоды также очень важно для успешной охоты: если утро ясное и теплое, да и земля влажна от ночного дождя, охота бывает очень удачна; в пасмурный день рябчик идет хуже, но зато целый день; при дожде и ветре охота ничего не стоит, не говоря уже о том, что рябчика не слышно, не слышно даже его первого шумного взлета, он и отзывается неохотно, предпочитая таиться в чаще, да и плохо слышит пищик. Некоторые советуют манить рябчика в таком случае в более громкий металлический пищик, но это мало обеспечивает успех охоты.
Теперь о самой манке. Охотник обязательно должен уметь манить самцом и самкой, так как в зависимости от того, на кого манить в разное время весны, зависит и успех охоты. С самого начала весны, когда еще далеко не все самцы спарились, манить надо самкой, тем более, что на такой манок идут даже и спарившиеся самцы, но не успевшие привязаться к своим подругам. Позднее же, в самый разгар брачной поры, рябчики охотно идут на манку самцом, так как очевидно у них тогда преобладает над другими стремлениями драчливость. В самый конец весенней охоты обстоятельства опять изменяются и рябчик идет приблизительно одинаково хорошо как на манку самцом, так и самкой, что конечно обясняется тем, что самка уделяет ему от яиц очень мало времени.
Приведем теперь описание весенней охоты на рябков, составленное в виде очерка охотничьих впечатлений покойным иркутским охотником И. Шведовым.
«Апрель в исходе. Снег в лесу сошел, солнце припекает днем совершенно по-летнему. Натосковавшись за зиму об охоте, вы не раз уже порывались отвести душу на рябках, но вполне вам этого не удавалось: к ельникам нельзя приступиться — везде лежит снег, по хребтам ходи только по солнцепекам, в сиверах же зима непочатая, словом – горе, не охота; убьешь пару, другую рябчиков, но только пуще в задор входишь – так и тянет пробраться во все закоулки; мечта укатить дня на два в ельники решительно не дает покоя… Но вот, наконец, и дождались… Зовете знакомого крестьянина -промышленника (одному ходить в здешних лесах как-то жутко, а кстати вдвоем веселее, и он места хорошо знает, трактуете с ним, куда лучше ехать, решаете – и на другой день, пообедавши пораньше, садитесь в тарантас и едете верст за 20 от дому в какую-нибудь крестьянскую «заимку» (Этим именем в Сибири и восточной России, где поля и покосы лежать часто в расстоянии десятков верст от селения, называется полевая избушка.), засевшую в глубине глухого распадка или красующуюся на высокой горе, среди бесконечных пашен. Приехавши вечером, между прочим сходишь в ближайший ельник, убьешь несколько штук рябчиков и, напившись чаю и закусив вплотную, ложишься спать в тарантасе или на соломе возле заимки (в избе заедят разные насекомые) и строго наказываешь разбудить себя утром как можно раньше. Поручение ваше исполняется в точности, часа в четыре утра вас настойчиво тормошат и заявляют, что время вставать, пить чай и идти на охоту. Вы лениво потягиваетесь, открываете глаза и встречаете голубое, безоблачное небо, встаете с пригретого ночного ложа – и вас обдает свежестью ясного, теплого утра. На крышах лежит легкий иней. Солнышко едва показалось из-за горы и обливает ярким светом одни лишь верхушки деревьев. За ближайшей горой слышится бормотание тетеревей, – то резче, то глуше долетающее до слуха; чуфыкают косачи, где-то недалеко крякает утка, – сколько прелести, сколько гармонии во всех этих вешних звуках, как горячо, как сочувственно относится к ним охотник!… Вы поспешно встали, умылись у ключа, напились чаю и, надевши на себя ва охотничьи доспехи и тщательно спрятав за галстук рябчиковые пикульки (В обыкновенных пищиках отверстие до известного предела залепляется просто воском, который на холоде застывает, и тогда пищик вовсе перестает издавать звук. Поэтому, а также в избежание порчи пищика от засорения, его и носят обыкновенно на шнурке, за галстуком.), направились в сопровождении приехавшего с вами промышленника чрез хребет в ельник. Весеннее утро дает себя чувствовать – вам холодно, вы прячете руки в карманы и прибавляете шагу, но вам легко, дышится свободно, и вы мысленно уноситесь в заманчивые ельники… Наконец, желание ваше исполняется, хребет клонится к низу – и вдали чернеется темною массою ельник… Еще немного – и вы подошли к нему. Из глубины еловой чащи доносится журчание речки. Между деревьев сквозят белые наледи. Ближе к склону горы стелятся мшистые кочки, покрытые сплошным брусничником.
— Ну, здесь можно и попикать, место доброе, -говорит шепотом ваш вожатый, останавливаясь наверху косогора и облокачиваясь на свою длинную винтовку, которую он взял на всякий случай – может где-нибудь встретится козуля.»
,,Вы вынули из-за галстука пикульку и заводите известную рябчиковую трель, которая громко раздалась на заре;, в невозмутимой тишине ясного весеннего утра. Ф-р-р-р!.. в глубине ельника пырхнул рябчик, и сердце ваше забило тревогу, так хорошо понимаемую каждым охотником. Вы знаменательно переглядываетесь с вожаком, тихонько взводите курки и с полным старанием пикаете еще раз: рябчик пырхнул еще ближе и откликнулся своим тонким, мелодичным голосом… Вы пикнули в третий раз, и рябчик, распустив крылья и производя какие-то особые дребезжащие трели, летит прямо на вас и садится как нарисованный на ближайшей елке или березе, распустивши грудь и горделиво приподняв хохлик… Паф!.. он камнем падает на землю и начинает трепехтаться. Вы его не берете, но, выждав, покуда последние раскаты гулкого эхо не сменятся прежним безмолвием, возобновляете пикание, рассчитывая – не отзовется ли поблизости рябушка или рябчик из другой пары. Но напрасно, больше нет ничего, и вы, зарядивши ружье и взяв добычу, отправляетесь дальше тем же косогором. Пройдя шагов двести, вновь останавливаетесь и пикаете с некоторыми промежутками три раза – отзыва и шумного взлета рябчика не последовало – значит, нет ничего, и вы идете дальше… Вот вам встречается, примыкающий к пади и углубляющийся в гору, глухой отпадок, поросший густым ельником; по склону горы, в его вершине, между камнями струится маленький ключик. В подобных местах рябчики держатся весьма охотно, и потому вы направляете свои шаги в вершину этого отпадка, там останавливаетесь и начинаете манить. С первого же пика на горе послышалось бурчание, а вслед за ним раздался грубый голос рябушки – ,Ах, черт бы ее побрал! Рябушка!” шепчете вы с досадою, потому знаете, что рябушка гораздо лукавее рябца, далеко не всегда идет на манку, да и самый рябчик в ее присутствии неохотно летит на пик. Вы пикнули в другой раз и с радостью услыхали со стороны противоположной рябушке пырхание самца, а вскоре увидите и его, севшего на высокую сосну. Стрелять – далеко, но вы рассчитали, что вслед за повторенным пиканем он подлетит на близкое расстояние; увы! расчет ваш не оправдался: рябушка предупредила – она пикнула, и рябчик, прошмыгнув над вашей головой, стремительно улетел к ней. Вы начинаете вновь пикать, но рябчики не отзываются и не заявляют никаких признаков своего присутствия. Это вас бесит, и вы уже помышляете попросить вожака обойти и подогнать их (Подгонять надо с умением, которым не каждый обладает, но зато мастер этого дела может каждого рябца направлять на своего товарища. Делается это так: один из охотников, определив место, где затаилась птица, отправляется обходом и старается делать круг как можно больше, чтобы рябец оставался между ним и его товарищем. Последний между тем, оставаясь на своем начинает манить; рябец, слыша производимый загонщиком шум и в то же время голос своей мнимой дружки, сейчас же подлетает на зов, а загонщик, заметив, что рябчик снялся, останавливается, чтобы тот не перелетел через охотника.); вдруг, взглянувши с горы вглубь ельника, витте: рябчики друг за дружкой сг’орбивишсь бегут к вам по гладкой поверхности падет. Потихоньку пикаешь – и зябчик11, наддав прытп, приближаются шагов на двадцать; стреляешь по бегущей впереди рябушке; она остается на месте, а рябчик улетает вглубь ельника. Зная, что, убив самку, сама подманить нетрудно, стоит только зайти к нему с другой стороны и раз’ь·:срую11 ткнуть, 1i]iрi еще лучше выждать, когда он сам первый подаст голос, – вы тань и сделали: прошли шагов на сто 13″ь сторону, ткнули – и он с первого же раза прилетел и сел на то дерево, под которым вы стоите. Вскидываете ружье, стреляете – и рябчик, считая ветки, падает к ногам вашим.»
,,Таким порядком охотитесь вы целый день. Обошли один ельник со всеми его отладками, перевалами, через хребет в другой – и так целый день до самых сумерек. В середине дня рябчики идут на пик несколько туже, к вечеру – опять так же, как и утром…”
Охота с пищиком осенью и просто на узерку по первозимью является в северной России, особенно в губ. Архангельской, Вологодской и др., чисто промысловой, и в прежнее время большая часть поступающих в продажу рябчиков добывалась этим путем. Говорят, что в прежнее время два хороших охотника могли настрелять за один сезон пар до 1000 рябчиков, но теперь это отошло в область преданий, и 100-150 пар за то же время ныне считаются хорошей охотой. Главной причиной такого значительного уменьшения количества рябчиков, добываемых ружьем, обясняется вообще уменьшением их количества вследствие чрезвычайно распространившейся ловли сильями. Как птица прочно привязанная к известному тесному участку и не совершающая даже значительных кочевок, рябчик, раз выбитый в известном участке, лишь с трудом и после продолжительного периода времени может опять завестись там. А между тем силья именно вылавливают рябчика начисто, чего нельзя сказать ни о какой ружейной охоте. Даже прекрасный охотник, отлично знающий повадки птицы, все-таки не истребить в известном участке всех рябчиков, а так как каждая пара выводить в среднем 10 цыплят, то уже этим обеспечивается улов будущего года, даже при малом числе остающихся старых пар. Кроме того, очень ошибаются которые видят в промышленнике идеального охотника; конечно, между ними есть такие, но большая часть плохо знает привычки дичи, вовсе не обладает уменьем хорошо манить, вооружена самыми грубыми ружьями, и если несмотря на все это они добывают много дичи, то исключительно благодаря поразительному терпению и тому, что целый день не выходят из лесу. Употребляемые для охоты на рябчиков ружья – винтовки самого малого калибра, заряжаемые пулькой не более горошинки. Ложе этих винтовок устроено так, что приклад большею частью приходится класть на плечо, а не упирать в него, и целиться, держа голову прямо. К тому же, тяжесть такого ружья такова, что целиться «с руки» совершенно невозможно, и чтобы устранить это существенное неудобство, около конца винтовки надевается одна железная скобка, с перпендикулярным, заостренным шпиньком, длиною около 3/4 вершка, внизу. При стрельбе из такого ружья, охотник упирается шпиньком в дерево и только в таком случае; может рассчитывать на большую или меньшую верность выстрела.”
Этим можно закончить описание разных видов ружейной охоты на рябчиков и перейти к описанию ловли этих птиц сильями.
Прибавим, что при охоте на рябчика дробь надо употреблять сравнительно крупную, № 6 или 7, а никак не № 10, как делают многие охотники. Мелким калибром дроби вероятно обясняется значительная доля промахов по рябчикам. Конечно, птица сама по себе невелика и стрелять ее приходится чаще на близком расстоянии, почему и может казаться, что № 10 совершенно достаточно. Но не надо забывать особенности этой охоты: стрелять приходится в сучья и через сучья, почему до рябчика доходить очень немного дробин. К тому же и определение расстояния, на котором приходится стрелять, при частых ветвях чрезвычайно затруднительно.
Последующая часть Предыдущая часть
Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”