Примерное время чтения статьи 5 минуты

ОХОТНИЧЬИ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ПТИЦЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ И КАВКАЗА. М.А. МЕНЗБИР (ПРОФЕССОР ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Глава II. Добывание рябчиков. – Ружейная охота с легавой и лайкой. – Охота с загонщиками.

Самая распространенная и самая характерная охота на рябчиков – на пищик или на манку – требует такого продолжительного навыка и знания повадок птицы, что доступна лишь немногим охотникам из тех, которые привыкли охотиться за болотной дичью с легавой. Да, пожалуй, большинство из них и не оценит своеобразной прелести этой охоты, как большинство не ценит охоты за глухарями на току. Но кто не видит в охоте одного уменья стрелять поднятую из-под собаки дичь и не боится утомления, связанного со всякой лесной охотой, требующей крайнего внимания, тому охота за рябчиками на пищик доставить много удовольствия. О ней однако позднее, а теперь о других, более случайных способах охоты с ружьем за рябчиками.

Рябчик, вообще говоря, боится собаки и потому самому от легавой по отношению к этой птице многого ждать не приходится. Заслышав собаку, он не выдерживает ее стойки, а спешит укрыться в густых ветвях хвойных деревьев, где умеет великолепно прятаться. Если к этому добавить еще, что рябчик держится в лесной чаще, где стрельба в лет почти немыслима, само собою станет понятно, что обычная охота с легавой не дает в этом случае ничего. Но летом, когда выводки еще не разбились, за ними можно охотиться с собакой: для этого надо выбирать раннее утро, когда выводки кормятся, при чем молодые расходятся врозь и могут быть подняты поочередно, а не все сразу. Места таких кормежек подробно описаны выше; теперь упомянем лишь, что это вовсе не открыться места, а либо густой кустарник среди высоких деревьев, либо лес с буреломом. Если собака, наткнувшись на выводок, с самого начала поднимет его целиком и птицы усядутся на деревья, охоту надо считать неудавшегося, так как вспугнутый выводок не скоро спустится на землю. Охота еще может удаться в таком случае, если самка помещается на одном дереве, а дети на другом. Высмотрев старку и свалив ее, можно перебить большую часть молодых, которые не пугаются выстрелов и не улетают, а лишь затаиваются в густых ветвях. Вся трудность только в том, чтобы высмотреть молодых, которые прячутся превосходно.

В другом роде охота с лайкой, которая употребляется нашими северными промышленниками для охоты за тетеревами, глухарям и белками. Такие собаки приучены находить птицу или зверька и, найдя добычу, голосом давать об этом знать хозяину, в то же самое время привлекая на себя ее внимание, чтобы удержать до прихода охотника. Глухарь, тетерев и белка не боятся собаки и, видя ее лающей под деревом или скребущей дерево, с большим интересом следят за всеми ее движениями, не обращая внимания на подходящего охотника. С рябчиком дело обстоит иначе, потому что вообще эта птица боится шума и в частности собачьего лая. Поэтому, чтобы с успехом охотиться с лайкой на рябчиков, ее надо приучить лишь слабо подать голос, когда рябчик найден, и потом не обращать на себя его внимания. Говорят, что есть так хорошо натасканные собаки, что, выследив рябчика и подав голос, они не бросаются к дереву, не лают громко, а либо ложатся, либо начинают кататься на земле. Понятно, что при такой охоте рябчика приходится бить сидячаго. Г. Прокудин-Горский говорить, как очевидно, что вспугнутый лайкой рябчик ведет себя как тетерев: «он, наклонив свою голову, с удивлением смотрит с высоты дерева на докучливую подлайку, которая опершись передними лапами на древесный ствол того дерева, где он засел, надрывается лаем. Как будто бы поддразнивая ее, он хорохорится, чичикает, бегает по сучьям, растопыривает крылышки и распускает свой красивый хвост веером до тех пор, пока губительный свинец не опустит его на земь”. Все это без сомнения относится только к таким старым рябчикам, которые озабочены тем, чтобы отвести собаку от детей, почему и приманивают ее к себе, и совершенно неприложимо к рябчикам вообще.

Охота с загонщиками производится только в западных и юго- западных губерниях и, по справедливому замечанию Л. П. Сабанеева, без сомнения была вызвана, с одной стороны, частыми облавами на зверей, которые очень распространены в названном крае, с другой –  неудачами этих охот и желанием поживиться хотя пернатою дичью.

Производится эта охота, как и все облавы, весьма простым способом. Охотники отправляются в лес, где есть рябчики, беря с собою человек 10-15 мальчиков. Охотники становятся в линию, где  и как угодно, смотря по местности, а мальчиков ставят от себя на расстоянии, приблизительно, одной десятины. Вся обязанность последних состоит в том, чтобы идти на линию охотников и, посвистывая, изредка ударять палкой по деревьям. От такого шума рябчики не пугаются и не летят как сумасшедшие, а большею частью перелетают с дерева на дерево до тех пор, пока не наткнутся на линию стрелков, шум, производимый ими при полете, выдает их охотнику. Конечно, бывает, что испуганный рябчик несется через линию стрелков, но это только усугубляет удовольствие охоты, давая возможность стрелять в лет. К тому же стрельба рябчиков в лесу в лет требует большого навыка и ловкости и легко может статься, что охотник, выпустив с десяток зарядов, не убьет ни одной птицы. Вообще же охота с загонщиками добычлива и занимательна тем, что чрезвычайно оживлена: едва начнет раздаваться стук, со всех сторон послышатся выстрелы. Кроме того, как и при всякой охоте с загонщиками, может выпасть такой случай, что на линию выйдет совсем неожиданная добыча зайцы, лисицы, даже волки и козы. – Когда мальчики дойдут до линии охотников, то останавливаются, а стрелки занимают следующую десятину, и так может быть повторено несколько раз.

В средней России такая охота на рябчиков с загонщиками совершенно не практикуется, хотя по местным условиям вполне возможна. Весьма вероятно, что у многих явится даже недоверие к осуществимости этого способа добывания птицы; но главною причиною тому конечно явится охотничья косность, тормозящая всякое начинание. К тому же большинство охотников не считает рябчика за дичь, хотя очень немногие между ними могут похвастаться тем, что каким бы то ни было способом успешно охотились за этой птичкой. А между тем, этой охоте надо бы привиться именно там, где существуют охотничьи кружки и общества, и где, само-собою разумеется, не всегда же охота с загонщиками может производиться по красному зверю. Некоторая разреженность лесов и разбивка больших лесных площадей на отдельные, хотя и крупные участки, также только благоприятствует этому способу охоты, так как в них легче идти загонщикам и легче поддерживать линию стрелков. Наконец, практика охотников Волынской, Черниговской и других западных губерний лучше всего доказывает и осуществимость и успешность этого рода охоты.

Последующая часть Предыдущая часть.

Поделитесь этой статьей в своих социальных сетях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

error: Content is protected !!