АЛЬБОМ В ПАМЯТЬ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ОХОТЫ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II.
ЛЕТОПИСЬ ПОЛУВЕКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА С 25 НОЯБРЯ 1962Г. ПО 25 НОЯБРЯ 1912Г.
Устав 1866 г. и Правила мало чем отличаются от Устава и Правил 1862 г. Состав Правления определен в числе 12 лиц. Упорядочены Очередные Собрания, Законный состав которых определен в 14 лиц. Право 25 рублевого штрафа сохранено и получены новые, крайне серьезные в то время для правильных охотников, права: право охоты на глухих и полевых тетеревей на току (что, по Закону, было дозволено только в Петербургской, Псковской и Новогородской губ.) и право охоты по вальдшнепам на тяге, что было дозволено законом только в Эстляндской и Лифляндской губ.). Вообще новый Устав и Правила только несколько подробнее разработаны. Внутренняя жизнь Общества происходила по новому Уставу, как по старому, в Очередных Собраниях, по четвергам, сначала в «Англии», а потом в «Славянском Базаре». На этих Собраниях обсуждались и решались все дела Общества, кроме выборов Правления, которые происходили в Годичном Собрании, в марте месяце. Отчетный период по прежнему считался от I-го до 1-го Марта.
В 1867-8 году (отчетном) разработаны уставы 2-го и 3-го Отделения Московского Общества Охоты и утверждены Правительством 6 Мая 1868 года. Первое было «Отделение псовой охоты», а второе «Отделение улучшения пород собак, преимущественно русских». Оба отделения не удалось немедленно осуществить на практике. Члены 2-го Отделения только одну осень охотились в Богородском уезде в 1868 году.
Особенное Значение для жизни Общества имело появление нового рода охоты на зверя с помощью нанятых Обществом псковских окладчиков, «псковичей», как их прозвали впоследствии. Многие цены Общества страстно увлекались новым видом охоты, который можно назвать: «охота с нагоном, с засадою», и который занимает видное место в числе правильных охот. Истории возникновения этого оригинального, исключительно русского способа охоты, очень любопытно. Первых псковичей в Обществе было 3 (в 1867 году), но уже в следующем году их было 6 человек, а потом и более. В 1868-9 (учётном году зимой, охоты с псковичами происходили несколько раз в неделю, общественные и частные под самой Москвой убито 26 волков и 6 лисиц и это только на общественных охотах; так называемые «зимники» дружно сплотились и установился некоторый антагонизм между зимниками и летниками не прекратившийся до последнего времени. Зимники дружно отразили все попытки летников ограничить расходы на зимние охоты. Статистические сведения показывают неосновательность притязаний летников: расходы на летние и зимние охоты оказываются почти равными и скорее замечается перевес расходов на стороне летних охот. Следует также заметить обилие в то время хищных зверей в ближайших окрестностях Москвы.
В 1869 – 70 годы распространились в Обществе казнозарядные ружья Лефоше, а способ снаряжения патронов еще не был разработан.
Охоты с псковичами происходили почти ежедневно, волков и лисиц было много, но результаты стрельбы были плачевны. Установлен был штраф в 1 руб. за неудачный выстрел, но отменен на следующий же год, как слишком обременительный для неудачников. Происходили в то время и осенние охоты с общественными гончими, но на них уже мало ездили приберегая силы на псковские охоты зимою. В 1869 г. исчезла книга Охот Общества, в которую были записаны охоты с 1860 года и подробности этих охот могут быть восстановлены только по воспоминаниям старых членов Общества. Осталось от книги только три листа. Вторая книга охот от 1869 по 1877 год также не находится в Архиве Общества.
В это время, менее увлекающиеся любители псковской охоты В.П. Бутовский и Д.С. Любимов, Председатель и Вице-Председатель Общества. работали над Уставом и Правилами и хлопотали над основанием «Журнала Московского Общества Охоты». Проект нового Устава и Правил был представлен и одобрен Общим Собранием в 1871 году. Министр Внутренних Дел отказал в утверждении Устава, в виду предполагаемого близкого издания новых законов об охоте; а журнал, под редакцией члена Общества Б.П. Делоне, получил только 41 подписчика и прекращен 1 Января 1871 г. после девяти месяцев существования.
Проект Устава 1871 г., составленный Бутовским и Любимовым, есть образец стройности системы и последовательности изложения. Лучшего Устава Общество не имело. К сожалению, он был одно время затерян и случайно найден вместе с другими документами Общества; уже после составления последнего, четвертого Устава. Он много мог бы облегчить работу комиссии, составляющей последний Устав.
В этом проекте, которым Общество руководствовалось в течении двух лет 1870 и 1871, целью Общества указано: устройство охоты на правильных основаниях и образование хороших охотников. Право на 25 руб. штрафа устранено. Срок начала охоты установлен 29 июня, по закону. Стрельба самок тетеревей и лосей безусловно воспрещена. Дела Общества обсуждаются и решаются вообще в очередных и чрезвычайных Собраниях. Очередных Собраний два, в апреле и в ноябре, на которых баллотируются простым большинством кандидаты Общества в члены его. Кандидаты записываются двумя членами Общества в книгу кандидатов и должны пробыть в Обществе не менее одного сезона Летних и Зимних охот. Очередные и чрезвычайные Собрания Законны при 12 членах и представителях Правления. Порядок изменений и дополнений Устава и Правил строго определен. Последний параграф Устава имеет особое значение в виду участившихся в то время, неожиданных изменений Устава и Правил по требованию минуты или по прихоти влиятельных членов Общества.
Отчет 1871-2 года уже указывает на уменьшение хищного зверя около Москвы. В 1872-3 году скончался уважаемый и любимый в Обществе член – казначей А. Л. Буис. Была открыта подписка между членами Общества для образования капитала его имени с целью увековечить его память. В 1879 г. капитал в 1550 р. передан в Строгановское училище рисования, в котором и учреждены 6 стипендий имени А. Л. Буиса. В том же 1871 г. устроено стрельбище на Бутырках. Волков и лисиц около Москвы еще достаточно, но район охот распространился во Владимирскую губернию.
В 1873-4 г. Общество успешно преследует волков около Москвы и в смежных губерниях; от разных лиц и учреждений получаются благодарности, в этом году и в последующих. Бутовский возбуждает от имени Общества ходатайство о разрешении Обществу преследовать хищных животных в казенных лесах Московской и Владимирской губерний.
Во всех отчетах Общества находятся заметки членов Общества об охотах по перу в Московской и смежных губерниях. В отчете 1873-4 г. в первый раз окончательно высказано, выяснившееся для старых подмосковных охотников, резкое изменение в периодических явлениях жизни птиц: прилет происходит значительно раньше, отлет позже, дичь держится в Подмосковье значительно дольше. Вообще сведения о подмосковных охотах почти За 45 лет, собранные в отчетах, весьма интересны.
В 1874-5 г. вновь появились под Москвой серые куропатки, исчезнувшие в 1866 году. В этом же году член Общества академик Г. С. Овсяников, по просьбе Буковского, прислал ему двух щенков гордонов, по-видимому, первых в Москве. Из них уцелела самка «Милка» и была передана Бутовским Н. П. Малютину. В 1875-6 году общественные охоты производятся в образцовом порядке в Московской, Владимирской, Тверской и Новгородской губ. Около Москвы волков было немного. Собрания переведены в Славянский Базар.
В 1876-7 году разработаны правила Летних охот, охот на хищных зверей и правила Зимних охот на медведей; но те и другие не получили практического применения. В Этом году, по примеру Московского Общества, несколько кружков любителей уже применят около Москвы способ охоты нагоном с засадою при помощи псковичей. В отчете отмечается быстрое увеличение количества лосей около Москвы. Надо заметить, что вообще, с конца сороковых годов, замечается перекочевка лосей в России по направлению с С.-В. на Ю.-З. В 1876 году они прошли за Москву. Собрания Общества переведены в гостиницу «Англия».
В этом отчетном году общественная жизнь Москов. Общ. Охоты вполне упорядочилась и достигла полного развития. При строгих исполнителях Устава и Правил Председателе В.П. Бутовском, Вице-Председателе П.Н. Баташеве и казначее А.К. Лемерсье, охоты Общества происходили в образцовом порядке и внутренняя жизнь Общества текла правильно. Многие члены конечно помнять светлую личность А. К. Лемерсье, состоявшую членом Общества с 1863 года. В.П. Бутовский, состоял директором Строгановского училища рисования и занятый личными работами (по древне-русской орнаментнке), редко посещал охоты и Очередные Собрания; но А.К. Лемерсье почти не пропускал четвергов и суббот, так как в то время члены собирались и по субботам. Заведуя назначением охот, он приходил в Собрания и обсуждал с наличными членами производство общественных охот. Изучив снаряжение патронов казнозарядных ружей, он охотно делился сведениями с новичками, давал советы как вести себя на облавных охотах, указывал примеры, заслуживающие подражания; вообще с любовью относился к охотничьему образованию новых членов. По любви в порядку и охотничьей выдержке на общественных охотах он мог служить для всех образцом. Благодаря этой выдержке и своим патронам, ему удалось, на одной общественной охоте около Всехсвятского, убить шесть волков, не сходя с нумера. Большинство членов любили и уважали его. Но среди Правления и Членов Общества нашлись Завистники и недовольные порядком, стеснявшим своевольные распоряжения. причинявшие ущерб удовольствию товарищей.
Последующая часть. Предыдущая часть

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”