Пётр Михайлович Мачеварианов.
Статья эта написана еще в 1861 году; но, по обстоятельствам (от меня не зависевшим, по сие время не была напечатана. Теперь в ней есть некоторые поздние прибавления. Авт.
«Лучше поздно, чем никогда».
Человек рожден для общества. На этой, современной началу мира, аксиое основана старинная русская пословица: «ум хорошо, а два – лучше”. Ведь, где нужны усовершенствования, строгий порядок и успешные действия учреждены общества. Не считая обществ ученых, как например академий наук и художеств, сколько в каждом просвещенном государств разнородных обществ, устроенных с целью — довести специальный предмет занятий до возможного совершенства. Один перечень этих обществ может составить целую книгу.
Во всех западных государствах Европы есть различные охотничьи общества. Ими определены места для съездов и время для состязаний; установлены свои празднества; устроены беги, скачки, тиры, садки; назначены призы. И все это производит по цринятымъ правилам и по утвержденным постановлениям.
У нас же в России 0хотничьих обществ не существовало (В 1862 году в Москве учредилось общество охотников; но мы о нем знали только по временных публикациях в «Московских Ведомостях»);а потому в охотах господствует фантастический произвол. Нынешние господа охотники не только не следят за опытами и исследованиями новейших натуралистов, но даже отвергают все издревле-принятые охотничьи правила: каждый валяет сам по своему крайнему разумению. Отсюда произошло уменьшение дичи: зверя и птицы; уничтожение отличных пород собак: – борзых (в особенности наших дивных русских псовых) и легавых, как наприм. маркловских.
Между тем, некоторые охотники (ружейные и псовые) толкуют: «почему у нас, в России, так мало охотничьих журналов?” – Да кто же будет их издавать Это дело охотничьих 0бществ, а которые и издавались, то в них помещались, большею частью, переводные статьи о львах, тиграх, слонах, бегемотах, крокодилах и проч.. Могли ли эти статьи удовлетворять читателей, желающих иметь сведения о местных охотах? Но кто же в этом виноват? Неужели издатели должны сочинять и описывать небывалые случаи, печатая их под фантастическими заглавиями, в роде следующих: «Мечты глухаря о будущем токовании”; – «Завыванья филина в заповедной роще”; – ,Жалобы сурка на мошеннические проделки лисицы” и проч.. Здесь нужны не басни, не вымыслы, а факты. Кто же должен их сообщать, для поддержания специального журнала, как не сами охотники? Нет, изволите ли видеть: мы все султаны IIIахриары, – лежа на боку, хотим слушать рассказы Шехеразады. “
Куда девалась эта энергия, возбуждающая охотников к общей деятельности, – подстрекающая любовь их к состязаниям и, вообще, к усовершенствованию всего, относящегося до Охоты? Все делается как будто в припадке сомнамбулизма. Никто не выдумал ничего нового и полезного; не рассмотрев и не разобрав со вниманием старого, все пишут дикие руководства, уморительные наставления и нелепые правила для производства разных охот, для вывода и усовершенствования пород собак и проч. и проч. Разводя каких-то уродов, окончательно уничтожили дивную породу наших местных, псовых собак; но уж за то магистр ветеринарных наук, г. Буссе, и разутешил выводителей пород злейшей насмешкой, издав в 1859 году книгу под рубрикою: «Собака в главных и побочных ее породах,” с изображениями каких-то апокалипсических зверей. На странице 63 своего издания, г. Буссе, расхваливая Бедламайта (английскую борзую собаку), между прочим, говорить: «голова его и шея удивительно коротки и необыкновенно красивы. (! !!). Каково? – «Хвать друга камнем в лоб!” Это все равно, что сказать о человеку: у того красавца прекрасные раскосые глаза, отличный грушевидный нос в три вершка и превосходно поставленный горб.”
Книги: «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» – С. Т. Аксакова и «Замечания московского охотника на ружейную охоту с легавою собакою” – Г. Основского, вместе взятые, составляют драгоценный подарок для ружейных охотников. Впрочем, в России ружейная охота давно приведена(?) в порядок, и полевые правила строго соблюдаются между образованными и благовоспитанными охотниками, по той причине, что в западных государствах Европы охота эта доведена до совершенства и к ней написано много руководств. Благородная же дичь и болота, где она держится, везде одинаковы; а легавых собак мы имеем английских и французских: своей же породы вывести, по сие время, не сумели. Стало быть русские, знающие иностранные языки, пользовались заграничными руководствами, и все, заключающиеся в них, правила, передавали своим товарищам.
Что сказать о нашей псовой охоте? Ведь ее за границей нет. Мы, с грустью и сожалением, скрепя сердце, должны сознаться, что она, как и все наше самобытное русское, совершенно упала и обратилась уже в случайное развлечение и ремесло промышленников.
Силен в нас прививок безразборного заимствования: он не только ослабляет чувство народной гордости, но уничтожает всякое самолюбие, вкореняя обезьянью страсть к подражанию. Мы пренебрегаем всем своим и крепко дорожим иностранным: каждая насмешка наглеца-француза над какою-нибудь нашею забавою или над нашим старинным обычаем, каждая презрительная мина и вздернутый нос англичанина приводят нас в отчаяние. Мы готовы отречься от всего заветного лишь бы западники не назвали нас азиятцами.
Вот что сказал о псовой охоте в России покойный А. С. Хомяков (Журнал «Москвичанин» 1854 г., № 2, февраля статья «Спортъ»); «Была и у нас в старину охота, хотя, конечно, не до такой степени усовершенствованная или развитая, как в Англии; но, может быть, такая же разнообразная и затейливая, может быть выказывавшая еще более избыток смелости и силы народной; ну, да о старине говорить нечего: была, да быльем поросла. Уцелела еще от нее кое-где полевая охота с собаками, да и об той говорить почти стыдно. Все двигатели нашего просвещения, от Северной Пчелы до серо-печатных московских романов восстают против неё; все люди высшего образования, от столичного чиновника до умной барышни говорят об ней с презрением. Огромное развитие наших познаний, наших умственных и духовных сил убило в нас всякое сочувствие к пошлым забавам наших предков. Англия, не дошедшая до такого просвещения, позволяет себе еще забавляться ими.”
Г. Морис Кристаль в своей статье: «Les сhesses francaises en 1860» (Французская охоты в 1860 году) пишет, что охота во Франции умерла. Нет уже тех обширных степей и девственных лесов, какие были прежде: все уничтожено, по причине безмерно увеличившегося народонаселения; но охотники не перевелись. Они с тою же энергической деятельностью, с тем же увлечением предаются своей благородной страсти.
У нас же в России наоборот. Леса непроходимые, степи неизмеримые, темные острова бесчисленные; охотничье раздолье не ограничено ни каким стеснительным законом. Русский охотник всегда гордился пред иностранцами правом свободной, раздольной охоты во всех концах России. Наши землевладельцы совершенно чужды меркантильных расчетов, столь обычных у западных народов, которые обратили правила политической экономии в машину, выжимающую копейки из всего, не щадя ни утробы, ни жизни ближнего. В России достаточно одного намека охотника, чтоб получить от землевладельца или управляющего местностью, не только дозволение, но радушное приглашение. И не смотря на все это, истинных псовых охотников у нас чрезвычайно мало. Да правду сказать, в настоящее время и не до охоты. Расстроенные дела, общее безденежье, совершенный недостаток даже в необходимой прислуге заставит самых рьяных псовых охотников запрятать страсть свою к охоте в опустелые карманы. Хозяйничать не на что и нечем: нет ни денег, ни рук; свободного времени много… Ну вот и взялись за политику: кто толкует о папе о иезуитах, о Бисмарке – что они непременно возбудят религиозные войны; а кто по целым дням вздыхает, качает головой и в кулак свистит. Но мы, все-таки, хоть потолкуем о нашей псовой охоте.
Состав русских псовых охот известен всем охотникам. Комплектная псовая охота состоит из стаи гончих и нескольких свор борзых. При гончих находятся: доезжачий и выжлятники или псари; при борзых -охотники или борзятники или борзовщики. Тот борзятник, который водит барскую свору, называется стремянным. Начальник и распорядитель всей охоты—ловчий.
Неполной, мелкой охотой называется та, которая состоит из одних борзых. Владельцы таких охот называются, в шутку, мелкотравчатыми (Полагая, что эти заметки вздумает пробежать только псовый охотник – я ограничиваюсь лишь кратким определением охотничьего состава, чтоб при предстоящем разборе быть понятнее читателю; но желающие более подробного определения и описания всего, относящегося до псовой охоты, найдут в моих записках, которые готовятся к изданию под рубрикою: «3аписки псового охотника Симбирской губернии».).
Господа псовые охотники разделяются: на охотников истинных, на полевых и на приватных или случайных.
Истинный охотник смотрит на охоту как на науку; строго держится всех охотничьих правил, соблюдение которых и составляет гармонию, порядок и удовольствие в охоте. Он неутомимо заботится об усовершенствовании всего относящегося до охоты; энергически преодолевает все препятствия и настойчиво стремится к своей цели. Истинный охотник всегда имеет кровных, породистых, красивых, статных и резвых борзых собак; послушную, слаженную, добычливую, паратую в совершенстве слаженную, вежливую и не стомчивую стаю гончих; быстрых, крепких, досужих коней и считает наслаждением травлю зверей. Но, все-таки, он любит собак несравненно более нежели собственно травлю.
Полевых охотников определить труднее. У них только одна общая черта: все они страстно любят собственно охоту, т. е. полевую езду и травлю. Некоторые умеют разобрать лады и стати собаки, и, по ее приметам, определить резвость и силу; но, что странно, недостает у них знаний (а может быть и терпения) вести и улучшить породу. Многие из них «личные распорядители во время облав и в отъезжих полях; – мастера узнавать и определять лазы зверя (при езде с гончими), даже в незнакомых островных местах; знатоки всех охотничьих приемов, как например, во время сбросить со своры и ловко затравить зверя; одним словом, в поле – профессора! Но – дома они ограничиваются лишь строгими приказаниями о соблюдении чистоты и порядка на псарном дворе; а всем, я думаю, известно, как исполняются эти строгие приказания.
Главная ошибка большей части нынешних псовых охотников заключается в том, что они не разнообразят свою травлю, особливо в тех местах, где красный зверь водится в изобилии. Владельцы такого охотничьего раздолья до того увлекаются травлей лисиц и волков, что не обращают ужо никакого внимания на зайцев – этих главных испытателей собачьей резвости, чрез что обезжадничивают своих собак, доводят до ленности и совершенной тупости Если б еще эти господа травили в угон старых волков, резвость и сила которых отбила у многих охотников даже всякое поползновение на эту попытку, тогда б другое дело; но они душат лисиц, давят молодых волков, а старых травят лишь в лоб (встречных), похваляясь и тщеславясь уже не резвостью своих собак, а их смелостью и злобою — качеством бульдогов. Я умолчу о многих горьких примерах, подтверждающих вполне все мною сказанное—«чтоб гусей не раздразнить.»
ЖУРН. ОХОТЫ КН. 1, 1875 Г.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”