Чумаков А.А.
Более полувека тому назад, пользуясь обычной литературой, я тоже очень увлекался предварительной дрессировкой легавых собак, наивно придавая ей главенствующее значение. Доводя до совершенства все предполагаемое в руководствах, но не удовлетворяясь достигнутым, я значительно расширял курс дрессировки, надумывая и применяя сложные номера, приходившие мне в голову. Меня удивляло, что профессиональные егеря-натасчики передрессировки не любили.
Впоследствии практика меня убедила, что излишняя дрессировка и постоянная муштровка собаки нисколько не повышают требуемых полевых качеств, а, напротив, снижают их, приглушая инициативу собаки в работе, ее врожденный стиль и красоту работы.
Для большего и скорейшего успеха при натаске следует дома, затем на траве приучить собаку мгновенно ложиться при очень тихом одергивании за ошейник, по тихо произносимому слову «даун», коротко, как бы в один слог, или «лечь». Полезно предварительно ознакомить собаку со свистком.
Это небольшое требование дрессировки единственно необходимое, а вся остальная, рекомендуемая некоторыми авторами, дрессировка не является необходимой, она излишняя, как я уже упоминал, даже вредная.
Считаю не лишним повторить, что все силы, могущие быть израсходованными на излишнюю дрессировку, рекомендую направить на существо дела, на натаску собаки.

Вошедшие в привычку натасчика постоянные дерганья, оклики, свистки, ненужные укладывания на расстояниях и прочие неосмысленные требования, не имеющие под собой реальной почвы, нервируют собаку, мешая ей сосредоточиться, и отрывают от основной ее задачи — скорейшего отыскивания дичи. Таких назойливых натасчиков собаки не любят, а лишь только терпят их до поры до времени, стараясь избавиться от их назойливости.
Несколько слов об отношении к собаке: из жизненного опыта мы знаем, что можно достигнуть полного повиновения жестоким, грубым, грозным отношением и обращением. Знаем также, что можно значительно большего достичь, не деморализуя ее волю, ее натуру, своим искренне-теплым, ласковым и любовным отношением, заслужив от нее не только послушание, но и полное уважение, любовь и даже обожание. Эти последние средства достижения основной цели неизмеримо больше, потому что они в психологическом отношении значительно выше и гуманнее, чем жестокость, грубость и насилие.
Эту истину надо понять, почувствовать и навсегда усвоить по отношению к нашим четвероногим друзьям, незаменимым помощникам на охоте – собакам при обращении с ними как при натаске, так и на охоте. У современных легавых собак настолько развита нервная система, настолько они внимательны и впечатлительны, что очень тонко реагируют на самые малейшие нюансы интонации при работе с ними.
Ничто так не привязывает легавую собаку к человеку, как работа с ней в поле при натаске и на охоте.
После первого же выхода в поле и ознакомления с дичью собака как бы перерождается, становится серьезней и при должном обращении с ней настолько скоро привязывается к натасчику, что во многих случаях, пущенная свободно, идет за натасчиком, а не за своим владельцем, вырастившим и воспитавшим ее.
Хорошо работает в руках владельца собака, если она полностью верит ему, а это бывает в большинстве случаев, если она натаскана им же самим непосредственно.
Предоставленная собаке возможность бесцельно носиться, распускаться, войдет в привычку, от которой впоследствии трудно избавиться. Особенно это отразится тогда, когда натасчик переведет собаку с подсадной птицы в свободный поиск на дикую. Это может привести к полному разочарованию натасчика.
Смышленность собаки определяется не степенью преподанной ей дрессировки, а проявлением ее собственной инициативы. Излишняя заученность, передрессировка, препо- дание собаке номеров, не имеющих никакой необходимости, вовсе не развивают собаку в нужном направлении, а, напротив, убивают в ней способность проявлять личную инициативу в охотничьей обстановке, отвлекают ее от этого.
Домашняя дрессировка, заставляющая собаку быть дисциплинированной дома, не таскать со стола, знать свое место, проситься на прогулки и т. п., не имеют никакой связи с натаской, а потому касаться этого вопроса нет необходимости.
Каждый содержит свою собаку, как ему позволяют его бытовые условия.
Повторяю, что муштровка и излишняя дрессировка, применяемые во время работы собаки, отвлекают ее, отнимают у нее инициативу, нервируют и раздражают ее, мешают ей отдаваться полностью своей работе, значительно понижая врожденный стиль и красоту работы. Кроме того, не укрепляют, а, напротив, нарушают постоянным надоеданием ее доверие к натасчику — следовательно, подрывают необходимый контакт с ней в натаске и на охоте. Во время натаски никакие лакомые кусочки применять не следует, помня, что для собаки дороже всего встреча с птицей.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”