Б.М. НОВИКОВ
Поправить же собаку, напуганную выстрелами, очень трудно и в некоторых случаях даже невозможно, Во всяком случае её нельзя приучать к ним вне охотничьей обстановки. Выстрелы не из-под стойки вообще вредны. Они то, обыкновенно и портят собак.
Первый выстрел необходимо делать при таких условиях, какие могли бы помочь собаке возможно слабее почувствовать, воспринять его.
Для того, чтобы определить эти условия, необходимо спросить охотника, когда он сам наименее чувствует свой выстрел. Тогда ли, когда он делает его просто в воздух или тогда, когда он стреляет по дичи или зверю.
В первом случае всегда чувствуется отдача и бывает слышен звук. На охоте же обыкновенно ни того, на другого не замечается.
Несомненно, что взлет птицы из-под стойки является тем, моментом, в который собака наиболее слабо будет воспринимать звук выстрела. Находясь на стойке, собака полна страсти и стремления к птице. Последнее и понижает в ней все её чувства, в том числе и слух.
Для того, чтобы помочь собаке привыкнуть к звуку выстрела и дать ей понять его целесообразность, необходимо еще следующее:
I) Обстреливать собаку по возможности по болотной дичи, так как тетерев и куропатка при взлете, особенно выводком, производят резкий шум, который на нервную собаку иногда действует ошеломляюще.
2) Стрелять бездымным порохом, иди неполными зарядами черного пороха, производя каждый раз только один выстрел.
3) При выстреле находиться на виду у собаки, т.е. немного впереди и в стороне от неё.
4) Стараться не делать промахов.
Если после выстрела собака останется спокойно на месте, следует сейчас же уложить её и обласкать. Затем, не спеша, пройти к убитой дичи, взять её и, вернувшись к собаке, дать ей обнюхать птицу.
После благоприятного результата собаку надо вести домой и в следующие дни необходимо соблюдать при выстреле те же предосторожности.
Если собака после нескольких убитых птиц будет продолжать вести себя также спокойно, можно считать, что она вполне готова и с ней можно начинать охотиться, соблюдая, конечно, правила охоты с легавой и не прекращая постоянного наблюдения за её работой. Последнее в особенности
относится к первопольной собаке, которая легче поддается соблазну -броситься за поднявшейся дичью. Стоит только оплошать и позволить собаке броситься, как эта склонность начнет в ней развиваться и может в дальнейшем привести к гоньбе и к полному непослушанию. Тогда труд и время, потраченные на натаску,

А.А. Чумаков.
Собака должна понять значение выстрела. Это достигается просто и легко. Для этого необходимо выстрел производить исключительно по сработанной птице, падение которой будет у собаки на глазах. Ради осторожности вначале не следует стрелять по каждой сработанной птице, лучше производить выстрел через одну работу.
Убив первую птицу, если это произошло на открытом месте, следует, уложив собаку, взять птицу самому, поднести к собаке и дать ей обнюхать ее у хвоста, закрыв при этом птицу рукой, а затем, подвесив на плетушки, носить се. Собака вскоре поймет значение выстрела и будет им дорожить так же, как и самой птицей. Повторных выстрелов первое время следует избегать.
Таким образом, собака усвоит, что с выстрелом связана добыча птицы, которую она ранее многократно работала, а птица без выстрела также многократно поднималась и улетала.
В тех случаях, когда собака уже напугана выстрелом, Я поступал следующим образом. Когда собака пристрастилась к птице полностью и стала работать, я вел ее на коростелей. Эта птица особенно сильно подзадоривает собаку, не желая сразу вылетать. Добившись взлета коростеля и убедившись, что собака видит взлет, я убивал его и сразу же стремительно бросался к птице. Собака, озадаченная моим необычным поведением, бросалась за мной. Взяв коростеля за ноги, я раззадоривал собаку, потряхивая им, но не давая схватить птицу, затем брал его в руку, выставлял один лишь хвостик, и давал его обнюхать собаке.
После таких экспериментов напуганные выстрелом собаки в дальнейшем переставали бояться выстрела. Таким образом, основная цель-—дать собаке понять значение выстрела — полностью достигалась, причем таким способом мною были приучены собаки, ранее напуганные выстрелом. Но этот бросок к птице самого натасчика терпим лишь для того, чтобы приучить собаку, уже напуганную выстрелом, дать ей понять значение выстрела.
В дальнейшем же необходимо требовать от собаки не делать ни одного шага к упавшей птице до посыла натасчика для отыскания убитой птицы. При розыске убитой птицы необходимо сокращать собаке поиск указанным выше приемом и звуком «ч-ш-ш!». Когда собака найдет убитую птицу, станет по ней или нет, следует уложить ее, а птицу взять самому, дать собаке обнюхать хвост и погладить птицу, как бы показывая собаке, что птица для охотника дорога.
Когда-то, очень давно, в охотничьей литературе, отвечая на вопрос, как приучить собаку к выстрелу, был дан совет «ежедневно производить над головой собаки по 25 выстрелов».
Данное «логическое» измышление погубило прекрасного ирландского сеттера, первого призера московской выставки в младшем возрасте, — собака погибла от шока после одиннадцатого выстрела.

Если вам нравится этот проект, то по возможности, поддержите финансово. И тогда сможете получить ссылку на книгу «THE IRISH RED SETTER» АВТОР RAYMOND O’DWYER на английском языке в подарок. Условия получения книги на странице “Поддержать блог”