Что же представляет собой охота с островной легавой и почему она заслуживает внимания? Дело в том, что это насыщенный переживаниями увлекательный и страстный охотничий спорт, сочетающий красоту, правильность работы собаки, постоянный контакт и общение с нею, умение охотника руководить собакой, основанное на понимании ее психологии, и своеобразный стрелковый спорт, развивающий навыки стрельбы по быстро взлетающей дичи. Охотник-легашатник должен обладать многими ценными качествами: глубокими знаниями в области выращивания и содержания своего питомца, умением, упорством и неутомимостью в натаске, знанием повадок дичи и пониманием поведения и стремлений собаки. Ему необходимо быть уравновешенным и разумным, чтобы держать себя в руках при срывах в работе своего четвероного друга, который так же, как и хозяин, может излишне увлечься, но вовремя выправить недостатки работы собаки. Кроме того, он должен быть и хорошим стрелком, чтобы совместная увлекательная работа заканчивалась охотничьим трофеем, который одинаково радует и охотника, и его собаку. Прекрасный знаток этой охоты А. А. Ливеровский назвал ее «самой правильной», так как при этой охоте нельзя отступать от правил, это может повлечь за собой порчу собаки.

Нет сомнения в том, что собак заводят люди, любящие этих животных, и если они охотники, то в семье поселяется охотничья собака. А легавая заставит хозяина, если он истинный любитель, заниматься с нею в течение всего года. Особенность легавых, в первую очередь английских «островных» пород (пойнтеры, сеттеры),— страстность в работе. Эти собаки при розыске дичи ищут на быстром карьере, и, как правило, широким челноком, пробегая даже за один выход в поле многие десятки километров, не снижая скорости поиска, что позволяет разыскать дичь даже там, где ее мало. Но для такой работы собака должна быть хорошо тренированной, иметь крепкие лапы, сильные мышцы и сердце. Зная это, владелец легавой собаки обязан в течение всего года проводить много времени на воздухе на прогулках с собакой. И если в течение рабочей недели ему остается мало времени на такие прогулки, то в выходные дни можно осуществлять загородные поездки для тренировок и поддержания спортивной формы обоих — собаки и владельца.
Если при этом собаку тренируют для участия в полевых испытаниях или состязаниях, то спортивный интерес неизмеримо возрастает. После этого и охота по дичи с такой хорошо подготовленной собакой доставляет истинное наслаждение, отдельные моменты ее запоминаются на многие годы. Недаром именно охота с легавой воспета в произведениях Толстого, Тургенева, Аксакова, Чехова, Пришвина и многих других. И только тот, кто сам испытал всю прелесть таких охот, может по-настоящему оценить полноту и художественные достоинства описаний.
Не вызывает сомнений то, что классической охотой с легавой следует считать охоту на «красную дичь» — дупеля, бекаса, гаршнепа и на высыпках вальдшнепа. Особенно привлекательна охота на дупеля. Дупелиные угодья создают идеальные условия для охоты с легавой. Просторные заливные луга с влажными понижениями, обычно выкашиваемые в июле и к открытию охоты поросшие отавой, хорошо скрывающей птицу, с почвой, пронизанной ходами многочисленных дождевых червей, представляют наиболее благоприятные условия для обитания дупеля. А островная легавая собака именно в этих угодьях может проявить свои выдающиеся качества— предельную быстроту хода, правильность поиска и наибольшую дальность чутья. К открытию охоты дупель уже хорошо упитан и становится завидной добычей для охотника. Пожалуй, нет дичи вкуснее дупеля.
Значительно чаще в природе встречаются бекасиные угодья — участки мокрых лугов, травяных и осоковых болот разного типа, мокрые берега водоемов, кочковатые залитые водой понижения и чавкающие грязью мочажины.
Охота на бекаса труднее и для охотника, и для его собаки. Ходить по бекасиному болоту тяжелее, кочки и ямы с водой мешают поиску собаки, ширина и правильность которого заметно сокращаются. Собака должна обладать более тонким и совершенным чутьем, быть предельно осторожной, так как бекас более беспокойная птица, чем дупель, и зачастую не подпускает к себе близко не только человека, но и собаку, которая не успевает сделать по нему стойку. Стрельба по бекасу наиболее трудна. Летит он быстро, зигзагообразно, меняя направление полета. Недаром слово «снайпер» происходит от «снайп» (Snipe), что означает бекас.
Интересна и охота на гаршнепа, но она носит сезонный характер. Гаршнеп появляется в средней полосе лишь на пролете в конце сентября и а октябре. А это заметно продлевает срок охоты с легавой по болотной дичи. Гаршнеп по размерам значительно меньше, чем бекас. Он склонен затаиваться даже в небольших выбоинках и ямках между кочками, и собака не может показать дальнее чутье. Стрелять гаршнепа нелегко, так как он мал и летит низко над землей, как бы порхая на ветру. Работа по гаршнепу не столь красива, как по дупелю или бекасу. Собака чаще опускает голову, пытаясь вынюхать его наброды, а короткая подводка и стойка не так красивы.
Лесной родственник болотных куликов — вальдшнеп — прекрасный объект охоты с легавой. Он гнездится и держится до отлета во влажных густых лиственных лесах и в густых приручьевых кустарниках, где охота чрезвычайно трудна. Редко даже удается разглядеть взлетевшую птицу, а собака большую часть времени не видна охотнику, что резко нарушает управление ее действиями. Другое дело высыпки на осеннем пролете. Они длятся иногда до конца октября. Птицы скапливаются на открытых опушках и полянах. В этот период особенно красиво в осеннем лесу: тихо падает желтый лист, от первых морозов пожухла и поникла трава, стало легче ходить и охотнику, и собаке.
При охотах по болоту нередко удается добыть и попутные трофеи — коростеля или погоныша (болотную курочку). Они, будучи хорошими бегунами, разнообразят приемы охоты, но требуют большого мастерства работы легавой.
Прекрасны летние охоты по молодым выводкам боровой дичи. В августе еще не взматеревшие и кучно держащиеся вместе с самкой тетеревята бродят в поисках пищи, оставляя длинные наброды, разобравшись в которых собака иногда делает стойку сразу по целому выводку. А стрелку представляется возможность сделать удачный дуплет. Но ни в коем случае не стреляйте по тетерке или глухарке, которая с предупреждающим квохтаньем взлетает нередко первой. Своеобразна и увлекательна охота по выводкам белой куропатки. Ее большие выводки держатся кучно обычно на моховых сфагновых болотах. Многочисленные наброды на местах кормежки волнуют собаку, требуют «вежливой» и аккуратной работы и большой выдержки, чтобы не погнать шумно взлетающих птиц.
Вначале мы упомянули, что больше легавых собак у охотников степной и лесостепной зон. Это связано с характером охоты. Здесь охотники имеют возможность при наличии болотных угодий охотиться на бекасов, а местами — в поймах лесостепных и степных рек на дупелей. Разнообразие охот существенно увеличивается за счет классического объекта охоты — перепела, а местами еще сохранилась и серая куропатка. Здесь есть неплохие угодья и для охоты на осенних высыпках вальдшнепа. Характер охоты на перепела сходен с работой по дупелю и имеет с ней много общих достоинств, но собака распознает запах перепела, по-видимому, на несколько меньшем расстоянии, и это маскирует истинную дальность ее чутья.
Напомним, что при всех видах охоты легавая собака должна работать в постоянном тесном контакте со своим хозяином, мгновенно выполнять все его указания. Но и хозяин должен быть еще более внимательным к своему четвероногому товарищу по охоте: без нужды не дергать собаку, доверять ей, иногда давать свободу, когда она стремится обследовать тот или иной участок. Опытная легавая лучше, чем человек, распознает обитаемые дичью угодья и в своем стремлении бывает права — именно там, куда она направляется, удается разыскать затаившуюся дичь.
Приучить подавать убитую дичь с воды можно легавую любой породы, все зависит от склонностей и желания хозяина собаки. Но при тренировке легавой по утке надо быть предельно осторожным, чтобы не испортить неповторимый классический «английский» стиль работы со стойкой по затаившейся птице. Есть опасность, что собака после утиных охот увлечется преследованием подранков и приобретет порочные свойства хватать птицу зубами и работать «на глазок». Чтобы этого не случилось, тренировки и охоту по утке следует начинать только после устойчивой постановки собаки по дупелю или перепелу. Надо предварительно добиться абсолютного послушания, а это дается нелегко, всегда будет угрожать опасность срыва. Но и эти меры не всегда помогут сохранить особо ценный классический стиль легавой. Можно понять многих владельцев «островных» легавых, которые категорически отказываются от притравки своего питомца по утке. Они имеют на это веские основания.
Заканчивая разговор об охоте с легавой, мы остаемся при мнении, что легавая собака — красивое, созданное руками и разумом человека животное, ласковое, преданное и милое в обращении с хозяином, неутомимое и страстное в поле, приятный спутник и товарищ, который украшает охоту, делает ее более увлекательной, добычливой и разнообразной. А охота на этих птиц будет наиболее интересной именно с легавыми собаками.